По приглашению Общественной палаты (ОП) Республики Абхазия корреспондент сайта pravorf.org Илья Бруштейн посетил столицу стратегического партнера России на Кавказе – город Сухум. Во время встреч с членами ОП, учеными, предпринимателями, деятелями культуры речь шла о правозащитной работе в молодом государстве, о формировании институтов гражданского общества, экономическом развитии, международном сотрудничестве и т.д.
Для абхазов прошлое неотделимо от настоящего. Поэтому, говоря о современном развитии страны, собеседники журналиста рассказывали о традициях и обычаях абхазского народа и других народов Апсны – «страны души». Важное место во всех беседах заняла тема преодоления последствий кровопролитной войны, обрушившейся на эту землю в начале девяностых годов. Она получила название Отечественной войны народа Абхазии и стала одним из краеугольных камней новейшей истории страны. Все герои интервью подчеркивали, что именно на полях сражений 1992–1993 годов формировалась абхазская государственность.
Отношения России и Абхазии (как и Южной Осетии) можно назвать не просто партнерскими и союзническими, а уникальными. Подавляющее большинство граждан Абхазии одновременно являются гражданами России. И речь идет не просто о наличии двух паспортов. Жители Абхазии, будучи патриотами своей страны, одновременно ощущают себя россиянами.
Россия была и остается главным союзником Абхазии. Но жители черноморского государства открыты для равноправного сотрудничества и межгосударственного взаимодействия со всеми странами мира, в том числе и с соседней Грузией.
Представляем Вашему вниманию интервью нашего корреспондента с секретарем Общественной палаты Нателлой Акаба и членом Общественной палаты Абесаломом Кварчия.
Нателла Акаба: «Это была военная агрессия Грузии против нашей страны. Они пришли к нам грабить, убивать, насиловать…»
Нателла Нуриевна Акаба – историк, политолог, публицист, секретарь Общественной палаты Республики Абхазия, председатель правления Ассоциации женщин Абхазии, кандидат исторических наук.
- Нателла Нуриевна, с 2007 года Вы являетесь бессменным руководителем Общественной палаты Абхазии. В чем, на Ваш взгляд, состоит значение этой структуры во властной системе Вашей страны?
- Хотелось бы внести две коррективы в постановку вопроса. Во-первых, я являюсь не руководителем, а секретарем, то есть координатором Общественной палаты. Наша организация состоит из 35 членов. Каждый член палаты обладает равными правами и полномочиями. У нас нет и не может быть руководителей.
Во-вторых, Общественная палата не является частью «властной системы». Общественная палата – важнейший институт и неотъемлемая часть гражданского общества.
- С чем была связана необходимость создания палаты в 2007 году? Какие задачи она призвана решать?
- Инициатива создания Общественной палаты принадлежит второму Президенту Абхазии Сергею Васильевичу Багапшу. Думаю, что одним из факторов, повлиявших на его решение, стало создание аналогичной структуры в России. Наш Президент исходил из того, что вновь созданная Общественная палата Абхазии будет активно взаимодействовать с Общественной палатой Российской Федерации, а также общественными палатами российских регионов, в частности регионов юга России. Так и получилось.
Главная задача ОП состоит в том, чтобы объединить абхазское общество, представить все регионы страны (наша страна состоит из семи районов и города Сухум), все основные направления общественной деятельности. Члены палаты занимаются правозащитной, социальной, гуманитарной, экологической работой, развитием международного сотрудничества.
- Как происходит формирование палаты?
- 13 членов палаты назначает Президент, 11 человек представляют районы Абхазии и еще 11 человек – общественные организации и политические партии.
- Нателла Нуриевна, с момента своего создания Общественная палата доверила Вам быть ее секретарем. Вероятно, это решение связано с Вашим огромным опытом общественной и политической работы, с Вашей известностью в республике…
- Пост секретаря Общественной палаты – это огромная честь и огромная ответственность для меня. Эта должность также является проявлением доверия к организации, которую я возглавляю, – Ассоциации женщин Абхазии.
С 1991 года по 1996 год я являлась депутатом Верховного Совета Абхазии, в 1994-1995 годах входила в состав республиканского правительства в качестве министра печати и информации. После истечения срока депутатских полномочий решила всецело посвятить себя общественной деятельности в женском движении.
- Вы были не только свидетелем, но и активным участником политических и общественных процессов в Абхазии в последнюю четверть века. Хотелось бы поговорить с Вами об Отечественной войне народа Абхазии 1992-1993 годов. Почему власти Грузии решились на вооруженное вторжение в Абхазию? Как проходила эскалация конфликта? Какие воспоминания остались у жителей Абхазии об этой войне?
- Территория Абхазии – 8665 квадратных километров. Это почти в два раза меньше территории Калининградской области и в четыре раза меньше территории Крыма. Я не случайно начала свой ответ с этих цифр. Абхазия – маленькое государство, абхазы – народ с небольшой численностью. И наш народ, наша страна понесли во время Отечественной войны 1992-1993 годов огромные, невосполнимые потери: до четырех тысяч человек стали ее жертвами. Среди них и погибшие воины, и мирные жители. Война затронула почти каждую семью в Абхазии.
Поэтому я бы не стала говорить о «воспоминаниях о войне». Это не воспоминания, а незаживающая рана в сердце каждого жителя республики. Это краеугольный камень новейшей истории Абхазии.
Хотела бы подчеркнуть, что речь идет об этнополитическом конфликте, о стремлении абхазского этноса сохранить свою культуру, язык и идентичность. В Абхазии хорошо помнят, как в 30-е годы прошлого века тбилисское руководство закрывало абхазские школы, запрещало говорить на абхазском языке, насильно переселяло в Абхазию грузин из Западной Грузии. Особенно преуспел в этом Л.Берия. А сразу после распада СССР и обретения государственной независимости Грузия начала военную агрессию против нашей страны.
В войне 1992-1993 годов участвовали не только регулярные части грузинской армии, но и различные незаконные вооруженные формирования. В Абхазию буквально хлынул поток криминальных элементов. Грузинское руководство выпустило людей из тюрем, из психиатрических больниц. Они пришли к нам не только воевать, но и грабить, убивать, насиловать мирных граждан…
- Что же спровоцировало эту агрессию? Что явилось предлогом? Думаю, что далеко не все россияне помнят события тех лет и смогли в них разобраться…
- Сначала хотелось бы напомнить некоторые исторические факты. В 1810 году Абхазское княжество самостоятельно вошло в состав Российской империи, а в 1864 году оно было упразднено, и вместо него был образован Сухумский военный округ.
Таким образом, в царское время Абхазия, как и Грузия, входила в состав России, но в состав Грузии она не входила. Грузинское население в Абхазии проживало, но доля его была незначительна. С 1921 года по 1931 год Абхазия, как и Грузия, имела статус союзной республики. Эти две республики имели договорные отношения.
1 апреля 1925 года была принята Конституция Абхазии, в которой говорится, что наша страна, «объединившись на основе особого союзного договора с ССР Грузией, через нее входит в Закавказскую Социалистическую Федеративную Советскую Республику и в составе последней — в Союз Советских Социалистических Республик».
- Таким образом, в течение десяти лет, с 1921 года по 1931 год, Грузию и Абхазию связывали конфедеративные отношения?
- По сути дела, это были равноправные конфедеративные отношения. Но в 1931 году по воле Иосифа Сталина и Лаврентия Берии Абхазия была лишена статуса союзной республики и превратилась в автономную республику в составе Грузинской ССР. Это вызвало многочисленные протесты среди абхазского населения, и во многих селах состоялись народные сходы, вылившиеся в феврале 1931 г. в многодневный общенациональный сход (т.н. «Дурипшский сход»), участники которого высказались против вхождения Абхазии в состав Грузии и против насильственной коллективизации.
Ситуация еще более обострилась после неожиданной смерти председателя Центрального Исполнительного Комитета Абхазии Нестора Лакобы в декабре 1936 г. Есть все основания полагать, что Лакоба был отравлен Л. Берией во время поездки в Тбилиси. Затем все близкие родственники этого выдающегося деятеля были уничтожены, а в Абхазии начались массовые репрессии. С этого времени и берет свое начало политика грузинизации Абхазии.
- А в чем выражалась грузинизация?
- Как уже говорилось, закрывались абхазские школы, газеты на абхазском языке. Усилилась демографическая экспансия: тбилисским руководством была создана специальная структура – «Грузпереселенстрой», которая переселила десятки тысяч грузин на территорию Абхазии. И даже в годы Великой Отечественной войны этот процесс щедро финансировался. Так, постепенно грузинская община стала самой многочисленной в Абхазии. И эта политика грузинизации не могла не тревожить абхазов.
- Наверное, не случайно, говоря о событиях девяностых годов, мы даем исторический экскурс…
- Современные события тесно связаны с историческими реалиями. Разумеется, как и любой народ, абхазы не хотели и не хотят «раствориться» среди других народов. Они не хотят исчезнуть. В советское время политика властей Грузии в отношении Абхазии была откровенно колониалистской. По-другому просто не скажешь!
- Какие события происходили здесь после распада Советского Союза?
- Военные действия против нашей страны Грузия начала 14 августа 1992 года. Но в предшествующий период обстановка постепенно накалялась. Националистически настроенное руководство Грузии (вначале в лице Гамсахурдия, а затем Шеварднадзе) взяло курс на ликвидацию абхазской автономии, на полную грузинизацию Абхазии и фактически на полное подчинение нашего народа. После провозглашения независимости Грузии было восстановлено действие грузинской Конституции 1918 года, где Абхазия вообще не упоминается, что на деле означало упразднение автономии.
- Вы считаете, что в то время руководство Грузии взяло курс на создание унитарного государства?
Речь шла не просто об унитарном, а о моноэтническом государстве, в котором не оставалось места для негрузин. Возникло государство агрессивного, воинствующего национализма. Впрочем, некоторые предвестники такого развития событий стали проявляться еще во времена Советского Союза.
Хотела бы процитировать отрывок из статьи писателя P.Мишвеладзе, опубликованной 29 июня 1989 года в партийном органе «Молодой коммунист», статья называлась «Что спасет Грузию»: «Грузия стоит на грани реальной катастрофы – исчезновения. Первейший завет наших героических предков заключается в том, чтобы не отдать нашу землю чужеземцам на растерзание, чтобы мы не смешались с чужими нациями… Мы всячески должны стараться, чтобы процентный состав грузин в Грузии (ныне составляющий 61%) поднять до 95%... Грузия может потерпеть не более 5% гостей… Мы должны убедить их в том, что для опасно размножающейся чужой нации на земле Давида Строителя нет условий».
Также процитирую коллективное письмо грузинских литераторов М.Кахидзе, Р.Мишвеладзе, Т.Мебуришвили, Г.Джулухидзе, опубликованное в газете «Молодой коммунист» 6 мая 1989 года: «Используя нашу тысячелетнюю доброту и с нашего вежливого согласия, пару веков назад к нам с Северного Кавказа пришли адыгейские племена (апсилы и абазги). Мы пригрели их на нашей грузинской земле… Пришелец из-за гор, покрывший мхом нашу национальную плоть, оспаривает нашу землю». В таком оскорбительном тоне данные литераторы говорят об абхазах. Они сравнивают абхазов со «мхом, покрывшим грузинскую землю». Здесь любые комментарии излишни!
Лауреат Нобелевской премии, академик Андрей Дмитриевич Сахаров называл Грузию «малой империей». И в этом с ним невозможно не согласиться! Именно крайний, беспощадный, необузданный грузинский национализм привел к грузино-абхазской войне. Этот национализм нередко связан с вопиющим невежеством. Приведу еще одну цитату. 22 октября 1992 года (уже после начала военных действий) известный грузинский писатель Чабуа Амирэджиби дал интервью газете «Российские вести». В частности, он заявил: «Абхазы – грузинские племена. А те, кто пришел к нам с Северного Кавказа, – всякая шваль: адыгея, убийцы, полудикие племена…».
- Действительно, вопиющее невежество! Абхазы связаны теснейшими родственными узами с адыгскими народами: кабардинцами, адыгейцами, черкесами…
- Разумеется, это так! Абхазы – это народ, живущий на территории Абхазии в течение нескольких тысячелетий. И он теснейшими узами связан с народами, проживающими на российском Северном Кавказе.
- Какие усилия предпринимало руководство Абхазии, чтобы не допустить эскалации конфликта?
- Позиция Верховного Совета Абхазии, депутатом которого я в то время являлась, заключалась в том, что Грузия должна стать равносубъектной федерацией. Тогда мы выступали за подписание с Грузией договора о разграничении полномочий, и абхазские юристы подготовили проект такого документа. В день, когда грузинские войска вошли на территорию Абхазии, наш Верховный Совет должен был обсуждать этот важный документ. Думаю, это был ответ Тбилиси на предложение Сухума.
К огромному сожалению, наши предложения не были услышаны. Это происходило и при Президенте Звиаде Гамсахурдия, и при Эдуарде Шеварднадзе. Кстати, по отношению к Абхазии я не вижу особой разницы между Гамсахурдия, Шеварднадзе, Саакашвили. Да и позиция нынешнего руководства радикально не изменилась.
Формальным предлогом для ввода войск была «защита железнодорожных коммуникаций на территории Абхазии». Хотя никаких нападений на железнодорожные составы в Абхазии не было! Правда, в Западной Грузии они случались!
Об Отечественной войне народа Абхазии можно рассказывать очень долго. Но главная мысль, которую мне хотелось бы донести до посетителей сайта: это была не просто кровопролитная война, а попытка уничтожить абхазский этнос.
- Не могли бы Вы пояснить свою мысль?
- Грузинские войска и вооруженные банды захватили Восточную Абхазию, в том числе и нашу столицу Сухум. Но Западную Абхазию им взять под контроль не удалось, а именно в Западной Абхазии проживали в большинстве абхазы и представители русскоязычного населения. Поэтому в Западную Абхазию устремились беженцы из восточных районов страны – абхазы, русские, армяне. С августа 1992 года по сентябрь 1993 года линия фронта проходила по реке Гумиста. В самом начале войны грузинский морской десант контролировал Гагру, но он был довольно быстро отбит. Если – в страшном сне! – представить себе, что грузинским войскам удалось бы захватить всю Абхазию, то большую часть абхазов и русскоязычных граждан просто вырезали бы! Это стало бы настоящим геноцидом!
Самый страшный сценарий не был реализован: Западная Абхазия в течение всей войны оставалась под нашим контролем, оставалась нашим тылом, дорогой жизни. А в сентябре 1993 года вся территория Абхазии была освобождена от оккупантов. 30 сентября 1993 года стал нашим Днем Победы, Днем Освобождения, Днем Независимости. Именно в этот день наши Вооруженные силы взяли под свой контроль грузино-абхазскую границу.
- Именно во время войны и зародилась идея абхазской государственности?
- Можно сказать, что абхазская государственность родилась на полях сражений. После начала боевых действий, после начала террора, который был развязан Грузией против мирного населения нашей страны, совместная жизнь в одном государстве стала невозможной!
Жители Абхазии и добровольцы отстояли нашу страну, освободили ее от агрессоров. В этой ситуации логичным вариантом дальнейшего развития событий стало строительство суверенного, независимого государства в тесном союзе с Россией.
Мы и сейчас готовы к нормализации отношений с Грузией. Но речь может идти только о равноправных межгосударственных отношениях двух суверенных стран. Абхазия никогда не откажется от своей независимости, которая досталась ей столь дорогой ценой!
- Вы сказали о попытках совершить геноцид абхазского народа. Что помогло людям выстоять в то тяжелое время?
- Мы выстояли благодаря мужеству, единству, сплоченности и терпению наших жителей, граждан Абхазии самых разных национальностей. Мы выстояли благодаря поддержке добровольцев из республик Северного Кавказа, представителей казачества, а также друзей Абхазии из многих регионов бывшего СССР.
Во времена правления Ельцина официальная позиция России в отношении нашей страны была, мягко говоря, неоднозначной и противоречивой. Но большинство рядовых россиян всегда сочувствовали Абхазии. Была также помощь из-за рубежа, особенно от абхазской и адыгской диаспоры.
- После подробного разговора о событиях военного времени хотелось бы поговорить о сегодняшней мирной жизни. С какими вопросами люди чаще всего обращаются в Общественную палату?
- Подавляющая часть обращений связана с социальными проблемами: поиском работы, получением и ремонтом жилья, помощью в организации дорогостоящего лечения, реабилитации людей с инвалидностью и т.д.
- Получается, что политическими вопросами Общественная палата практически не занимается?
- Разумеется, мы занимаемся и политическими вопросами. Например, в Общественной палате проходят встречи как с представителями власти, так и с лидерами оппозиционных партий и движений. Мы бы хотели наладить постоянный диалог на площадке Общественной палаты, что могло бы способствовать объединению нашего разделенного по политическим мотивам общества. Будем стараться.
Но львиную долю обращений составляют именно обращения, связанные с социальными проблемами. Стране приходится преодолевать последствия разрушительной войны и экономических санкций, введенных против Абхазии после окончания военных действий по просьбе Грузии – тогда еще члена СНГ. Хотя санкции давно уже отменены, их негативное воздействие все еще сказывается. Разрушенная инфраструктура, поврежденные жилье и коммунальное хозяйство – эти и многие другие проблемы требуют постоянного внимания и значительных средств. Люди имеют право жить в достойных условиях!
- Хотелось бы немного поговорить о современной абхазской политике.
- Можно сказать, что в Абхазии налицо политический плюрализм. В парламенте нередко идут жаркие дебаты, в нашей небольшой стране существует немало политических партий, есть свобода слова. Абхазское законодательство предусматривает право на проведение референдума, для чего инициативная группа должна собрать не менее десяти тысяч подписей. Кстати, в настоящее время блок оппозиционных сил планирует провести референдум по вопросу о целесообразности проведения досрочных президентских выборов.
- Какие же претензии предъявляются Президенту?
- Мне бы не хотелось давать комментарии по политическим вопросам. Но, во всяком случае, право на референдум есть. И этот референдум может состояться, если Центральная избирательная комиссия после проверки признает собранные подписи подлинными. Однако последнее слово остается за Президентом.
В Абхазии существуют самые разные способы народного волеизъявления. И проведение референдума – один из этих способов. Но все должно происходить в рамках закона.
Абесалом Кварчия: «Орехи приносят счастье»
Абесалом Алексеевич Кварчия – член Общественной палаты Республики Абхазия, член правления Торгово-промышленной палаты и Союза промышленников и предпринимателей Республики Абхазия, меценат.
- Абесалом Алексеевич, строительство независимого абхазского государства немыслимо без экономического фундамента. Правозащитную деятельность также невозможно себе представить без экономических и социальных прав. По данным экспертов, в настоящее время значительная часть жителей Абхазии официально нигде не работает, не платит налогов. Фактически речь идет о теневом секторе экономики… Что Вы думаете об этих фактах?
- Вопрос неоднозначный. Я глубоко уверен в том, что подавляющее большинство жителей Абхазии – и предпринимателей, и наемных работников – хотят работать легально, хотят платить все необходимые налоги. И ситуация, на самом деле, с каждым месяцем меняется к лучшему. Но это долгий процесс.
В 1992–1993 годах у нас была кровопролитная война. С 1996 года по 2000 год действовала экономическая блокада против Абхазии. Мы не могли продавать в России свои товары, в первую очередь сельскохозяйственную продукцию. До избрания В.В.Путина Президентом России существовали значительные трудности с пересечением абхазами российско-абхазской границы. Хотел бы напомнить, что российские паспорта подавляющее большинство наших граждан получили только в начале двухтысячных годов.
Отечественная война 1992–1993 годов принесла в нашу страну огромные разрушения. Процесс восстановления будет еще долгим… Но все-таки страна меняется на глазах. Особенно быстро перемены идут с 2008 года, когда Россия на государственном уровне признала независимость Абхазии. Между нашими странами были установлены дипломатические отношения, стало интенсивно развиваться сотрудничество в экономической сфере.
Я не оправдываю людей, которые не платят налоги и остаются в теневом секторе. Но необходимо понимать реалии абхазской жизни. Абхазия все еще остается сельскохозяйственной страной. При этом большинство сельскохозяйственных производителей – это не фермеры (в западном смысле этого слова), а люди, ведущие личное подсобное хозяйство. И это подсобное хозяйство является единственным источником дохода для многих семей!
Если у крестьян нет современной сельскохозяйственной техники, если у них нет налаженных каналов сбыта, то у них просто не остается денег на уплату налогов. Конечно, постепенно собираемость налогов в Абхазии улучшается, но это долгий процесс, который связан и с экономическими, и с психологическими факторами.
- Психологические факторы тоже играют свою роль?
- Конечно. Подавляющее большинство жителей Абхазии готово с оружием в руках защищать свое молодое государство. Но такого же энтузиазма в отношении уплаты налогов у населения пока нет. В основном это касается мелких предпринимателей. Крупные и средние фирмы обычно ведут себя по-другому. Для них самих выгодно использовать исключительно «белые схемы».
В перспективе необходимо стремиться к тому, чтобы люди платили налоги с таким же удовольствием и осознанием важности этого факта, с каким они дарят денежные подарки на свадьбу.
- Неожиданное сравнение.
- Сравнение вполне логичное! Для абхазов сделать щедрый свадебный подарок – это святое! А свадьбы у нас проходят многолюдные. На них часто собираются по нескольку сотен гостей.
Кто-то из женщин (близких родственников жениха или невесты) ведет специальную тетрадку. Каждый гость подходит к этой распорядительнице и передает ей конверт с денежной суммой. Этот конверт обязательно подписан. Там обозначена сумма, а также имя и фамилия дарителя. Распорядительница от имени молодоженов благодарит за подарок, берет конверт и сразу же записывает данные в специальную тетрадь.
- Почему нельзя делать денежные пожертвования анонимно?
- Жителям Абхазии нравится быть щедрыми, особенно на свадьбах. Но, с другой стороны, они хотят, чтобы одариваемый знал об этой щедрости. Поэтому анонимности здесь быть не может.
Если говорить экономическим языком, то денежные подарки на свадьбах рассматриваются у нас как «ценные инвестиции». Их ценность не материальная, а моральная. Подарки на свадьбах укрепляют родственные, дружеские отношения. Люди вступают в своеобразное соревнование друг с другом: каждый гость хочет предстать перед молодоженами, а также их родителями как можно более щедрым. Молодой семье действительно нужны деньги. Да и организация свадебных торжеств стоит немало. Так что все логично!
Мне бы хотелось, чтобы все абхазские налогоплательщики (и мелкие, и крупные) рассматривали выплату налогов государству как дело чести. Это должно восприниматься так же, как подарок на свадьбу. Важно, чтобы люди не уходили от налогов, а наоборот, стремились заплатить как можно больше.
- Вы считаете, что это реальная задача?
- Случаи уклонения от налогов существуют во всех странах. Но мне бы хотелось, чтобы психологический климат в Абхазии был таким же, как в Бельгии или в Нидерландах. Люди должны с удовольствием платить налоги и быть уверены в том, что эти налоги расходуются эффективно. Например, перед тем как взимать налоги у крестьян, необходимо оказать им помощь в приобретении сельскохозяйственной техники.
- Абесалом Алексеевич, не могли бы Вы рассказать о Вашей компании?
- Я являюсь владельцем и генеральным директором компании «Крепкий орешек», которая занимается выращиванием и переработкой ореха-фундука. В Абхазии ежегодно выращивается и перерабатывается как минимум двенадцать тысяч тонн фундука. Наша компания перерабатывает более двух тысяч тонн. Мы являемся лидером рынка.
Всего в Абхазии посевы ореха-фундука занимают восемь тысяч гектаров. Наша компания арендует двести гектаров. Таким образом, значительную часть фундука мы закупаем у мелких сельхозпроизводителей. Обычно у крестьянских семей имеется всего несколько гектаров орешников. Десять гектаров – это максимум! Наши двести гектаров рассматриваются как весьма значительные владения.
- Хотелось бы узнать об особенностях ведения орехового бизнеса.
- Численность сотрудников нашей фирмы колеблется от 80 до 140 человек. Максимальное число людей задействованы во время сезона сбора орехов: конец июля – конец сентября. Сбор орехов происходит вручную. Один сборщик в течение восьмичасового рабочего дня может собрать от 80 кг до 120 кг орехов.
После того как орехи собраны, у них удаляется «плюска» (грубый защитный лист). Потом орехи сушатся в течение двух дней. Во время сушки проходит процесс ферментации. После этого ядра извлекаются из скорлупы. Далее происходит процесс калибровки орехов (мы сортируем ядра по размеру). Калиброванные орехи фасуются в мешки и поставляются потребителям.
Наша компания пока занимается только первичной переработкой орехов. Но мы не исключаем, что в дальнейшем займемся и глубокой переработкой. Орехи можно бланшировать (очищать их от коричневой кожицы), делать ореховую муку и различные ореховые пасты.
В ореховом бизнесе очень важно на всех этапах работы тщательнейшим образом следить за качеством продукции, соблюдать режим хранения и транспортировки. В противном случае орехи могут заплесневеть и стать некондиционным товаром.
- Кто является главными потребителями орехов?
- Львиная доля нашей продукции экспортируется в Россию. Основным потребителем является кондитерская промышленность. Абхазские орехи используются в таких популярных российских конфетах, как «Мишка на Севере», «Золотые купола», «Мишка косолапый» и т.д.
В последнее время большой популярностью стали пользоваться наборы орехов и сухофруктов. Они являются замечательным перекусом! Употребление орехов предусмотрено во многих диетах, в спортивном питании и т.д.
72% мирового рынка ореха-фундука контролирует Турция. Но у орехов из Абхазии тоже есть своя рыночная ниша. В Турции в основном растет орех с мелким диаметром ядра. А у нас выращивают крупные орехи. Диаметр ядра абхазских орехов составляет от 15 до 27 миллиметров.
- Размер ядра влияет на вкусовые качества?
- На вкусовые качества размер ядра никакого влияния не оказывает. Но в ряде случаев кондитерской и пищевой промышленности требуются именно крупные ядра. Это связано исключительно с эстетическими и маркетинговыми соображениями, с удобством потребителя. Например, если в конфетах или в шоколаде ядра используются целиком, то необходимы именно крупные ядра. В наборы сухофруктов также принято класть крупные ядра. Таким образом, абхазские орехи всегда будут востребованы.
- Орехи активно употребляются в абхазской кухне, с ними связано немало национальных традиций…
- Польза орехов доказана! Они обладают не только большим энергетическим потенциалом, но и являются источником многих полезных веществ. Фундук благоприятно влияет и на женское здоровье, и на мужскую силу.
В абхазской кухне в салатах и в основных блюдах активно используются грецкие орехи, а в сладостях – фундук. Мои любимые абхазские сладости – «гозинак» (козинаки, орехи в медовом соусе) и «аджанджук» (чурчхела, орехи в смеси виноградного сока с кукурузной мукой). Фундук (в чистом виде) также является прекрасной закуской для абхазского вина и для чачи.
В абхазском фольклоре с орехом связано много легенд, обрядов, традиций. Например, можно встретить орехи, в которых в одной скорлупе размещаются два ядра. Считается, что такие орехи приносят счастье. Влюбленной паре обязательно нужно съесть этот орех вместе – каждому по одному ядру – тогда эта пара никогда не расстанется, всю жизнь будет вместе. Орех сопровождает абхаза с момента рождения и до смерти. У нас до сих пор очень популярны колыбели, сплетенные из ветвей орешника. А когда человек умирает, в могилу сначала опускают ветку орешника, а уже потом кладут гроб.
- Как Вы думаете, с чем связан этот обычай?
- Абхазы верят в то, что орех придает людям силу. Он является символом силы и здоровья. Когда человек уходит из жизни, то ореховая ветка символизирует духовную силу, духовную связь ныне живущих с ушедшими поколениями. Наши предки придают нам силы и вдохновляют на достойную жизнь!
- Абесалом Алексеевич, Вы родились и выросли в Абхазии. Какие они, абхазы?
- Мне думается, что одна из главных черт народа Абхазии – открытость и демократичность. У нас вполне можно, прогуливаясь по набережной, встретить президента страны Рауля Хабжимбу, что-то спросить у него или просто сфотографироваться на память… Люди в Абхазии – гостеприимные, эмоциональные, любознательные. Посещение нашей страны не может оставить равнодушным.
Фото - Ибрагима Чкадуа:
http://pravorf.org/index.php/news/2077-abkhaziya-god-2016-j#sigProId9da896752c