21 мая исполнилось 95 лет со дня рождения Андрея Дмитриевича Сахарова.
Судьба этого человека необычна. Великий ученый, трижды Герой Социалистического Труда, он входил в элиту наиболее почитаемых, уважаемых, состоятельных граждан. Он мог жить безбедно, пользоваться всеми благами для избранных и заниматься любимой физикой. И вдруг Сахаров сделал резкий поворот, включившись в борьбу за права человека, выбрав очень тернистый путь, сопряженный с гонениями, лишениями, провокациями. На фоне других известнейших ученых, даже очень порядочных, Сахаров был единственным, кто бросил вызов не отдельным циничным партийным функционерам, негодяям и невеждам от науки, а всей мощной и безжалостной советской системе. Журналист Максим Соколов отмечает: «Андрей Сахаров — важная часть отечественной истории. Без фигуры Сахарова, без сахаровского мифа о представителе элиты, который вдруг пошёл против властных и сильных и стал отстаивать правду, не было бы потом, наверное, и ельцинского мифа. На его примере сложилось представление, что выходец из номенклатурной среды может пойти против власти. Что касается нашего времени, сегодняшнего дня, то идеализм сегодня не в почёте. И вероятно, всё-таки потому, что апелляциями к идеализму много злоупотребляли».
Андрей Сахаров родился 21 мая 1921 г. в Москве, в интеллигентной семье. С детства он проявлял необыкновенные способности к точным наукам, в 1938 г. он поступил на физический факультет МГУ, потом в аспирантуру ФИАН им. Лебедева. С 1948 г. состоял в специальной группе, занимавшейся разработкой термоядерного оружия, участвовал в проектировании и разработке первой советской водородной бомбы по схеме, названной «слойка Сахарова». В Московском энергетическом институте читал курсы ядерной физики, теории относительности и электричества.
В возрасте 32 лет, защитив докторскую диссертацию, избран действительным членом Академии наук СССР, став вторым по молодости на момент избрания академиком за всю историю Академии. К 1980 г. он был трижды Героем Социалистического Труда, лауреатом Сталинской и Ленинской премий, награжден орденом Ленина.
Сахаров внес огромный вклад в разные области физики – магнитной гидродинамики, физики плазмы, управляемого термоядерного синтеза, элементарных частиц, астрофизики, гравитации. Он предсказал развитие Интернета.
Однако академика все больше охватывало беспокойство относительно будущего планеты и его собственная ответственность как гражданина и ученого.
С конца 1950-х гг. он активно выступал за прекращение испытаний ядерного оружия и поссорился с Никитой Хрущевым из-за разногласий по поводу испытания термоядерной бомбы мощностью в 100 мегатонн над Новой Землёй. В 1955 г. он подписал «Письмо трёхсот» против деятельности академика-псевдоученого Т. Лысенко. Одновременно у академика Сахарова стала формироваться четкая политическая позиция неприемлемости советского коммунистического режима.
С конца 60-х гг. началась его правозащитная деятельность. В 1966 г. он подписал письмо двадцати пяти деятелей культуры и науки генеральному секретарю ЦК КПСС Л. И. Брежневу против реабилитации Сталина, в 1968 г. написал брошюру «Размышления о прогрессе, мирном сосуществовании и интеллектуальной свободе», которая была опубликована во многих странах, в 1970 г. стал одним из трёх членов-основателей «Московского Комитета прав человека». В 1971 г. он обратился с «Памятной запиской» к советскому правительству, в 1960-х гг. – начале 1970-х гг. ездил на процессы над диссидентами. В 1974 г. Сахаров собрал пресс-конференцию, на которой сообщил о состоявшемся Дне политзаключённых в СССР. В 1975 г. он написал книгу «О стране и мире». В том же году Сахарову была присуждена Нобелевская премия мира. В сентябре 1977 г. Сахаров обратился с письмом в организационный комитет по проблеме смертной казни, в котором выступил за отмену её в СССР и во всём мире, в декабре 1979 г. и январе 1980 г. выступил с рядом заявлений против ввода советских войск в Афганистан, которые были напечатаны на передовицах западных газет.
По мере возвышения голоса академика Сахарова начала усиливаться кампания против него, фактически травля, инициируемая партийным и государственным руководством. В 1973 г. в газете «Правда» было опубликовано письмо членов Академии наук СССР с осуждением деятельности А. Д. Сахарова («Письмо 40 академиков»), потом – «Письмо писателей» с осуждением Сахарова и Солженицына. В июле 1983 г. четыре академика (Прохоров, Скрябин, Тихонов, Дородницын) подписали письмо «Когда теряют честь и совесть» с осуждением Сахарова. Но просто бросить Сахарова в лагерь, как это делали со многими диссидентами, не могли – он был слишком крупным ученым, фигурой мирового уровня.
Но и смириться с ним не могли, и в 1980 г. его без решения суда отправили в ссылку в г. Горький (ныне Нижний Новгород) – в то время закрытый город. Тогда же он был лишен всех своих наград. В Горьком Сахаров жил и работал вплоть до перестройки, проведя три длительных голодовки, связанные с требованием разрешить его жене и родственнице выехать за рубеж. Все это время в разных странах мира шли демонстрации в поддержку Сахарова.
В 1986 г. М.Горбачев разрешил Сахарову с женой вернуться в Москву. Начинается его активная общественная деятельность уже в новом качестве. В 1989 г. он избран народным депутатом СССР, в мае-июне того же года участвовал в I Съезде народных депутатов СССР в Кремлёвском дворце съездов. Сахаров мужественно выступал с осуждением афганской войны, его освистывал зал, обвиняя в клевете. В ноябре 1989 г. Сахаров представил «проект новой Конституции», в основе которой – защита прав личности и права всех народов на государственность. 14 декабря 1989 г. Сахаров умер от внезапной остановки сердца.
В своей общественной деятельности он сумел охватить широчайший спектр задач, начиная с отстаивания фундаментальных принципов общественного устройства, основанного на правах человека, и кончая защитой преследуемых общественных групп и отдельных людей, страдающих за свои убеждения. Для Сахарова важнейшей ценностью было то право человека, которое потом оказалось закрепленным в европейских конвенциях и документах ООН – право на свободу и достоинство. Он последовательно отстаивал это право для всех категорий людей. Поэтому с равным уважением и величайшим почитанием относились к Сахарову разные люди – евреи-отказники, крымские татары, украинские националисты, гонимые православные и баптисты, политические диссиденты. Даже некоторые крайние националисты, например, академик И.Шафаревич, выступали в защиту Сахарова. При этом Сахаров всегда оставался последовательным сторонником ненасильственных методов борьбы и свободы общественной дискуссии по самым острым проблемам современности.
Все демократические и гуманистические общественные перемены рубежа 1980-х-1990-х гг. были бы немыслимы без деятельности А.Д. Сахарова. Работы Сахарова по-прежнему служат идейным и нравственным камертоном для политиков и общественных деятелей не только России, но и всего мира.
Сахаров стал совестью русской интеллигенции, всех порядочных россиян. С его поступками сверяются многие, кому дороги честь и совесть. По словам Дмитрия Лихачева, Андрей Сахаров был тем праведником, который «может оправдать существование целого народа»: «Не будь его, мы, русские, навеки покрыли бы себя позором. Он один говорил от лица всех нас. Он спас и сохранил наши честь и достоинство, подав голос в защиту людей, преследуемых властями, для которых инакомыслие было тягчайшим государственным преступлением».
Лидия Чуковская писала о нем: «Окружённый людьми, он наедине с самим собой решает некую математическую, философскую, нравственную или общемировую задачу и, размышляя, задумывается глубже всего о судьбе каждого конкретного, отдельного человека».
И, конечно же, в эту годовщину вновь и вновь вспоминают о нем. Проникновенные слова о Сахарове сказал Юрий Рост:
«Андрей Сахаров был русским интеллигентом с его верностью идее борьбы за справедливое общество для людей, хотя бы люди, из-за диффамации лишенные возможности поверить в его искренность и нравственную чистоту, сами воевали против Сахарова – человека, радеющего за их свободу. Он мог заблуждаться, как всякий человек, и готов был редактировать свои формулировки, если будет достаточно для того аргументов, но свои убеждения он корректировать не мог. За это редкое, в общем-то, счастье его многого лишили. Но есть нечто, чего он действительно лишен по духовной своей природе и чего должен и, надеюсь, может лишиться каждый из нас. Он лишен ощущения несвободы. Ни один человек сам по себе не в силах избавить общество от рабства страха, хотя вогнать общество в страх – посильная задача для одиночек. Люди лишь сообща могут освободиться от него, но не гуртом, не скопом, не толпой, не массой и не массами. В этом какое-то противоречие: чтобы объединиться в борьбе со страхом, надо «размежеваться», почувствовать себя не частью чего-то, а целым, круглым, единым».
Вспоминает Григорий Явлинский:
«Я до сих пор не могу забыть один эпизод. 1989 год. На телеэкране трибуна Cъезда народных депутатов СССР. Выступает академик Сахаров. Весь зал орет, топает ногами, председательствующий Горбачев требует, чтобы академик покинул трибуну... Андрей Дмитриевич поворачивается к Горбачеву и говорит: «У меня не от вас мандат, у меня более высокий мандат – от народа». Тогда я, может быть, не до конца понимал, что делает этот человек, но догадывался, что именно он чувствовал в тот момент. Это меня потрясло. И чем старше я становлюсь, тем серьезнее отношусь к тому эпизоду. Я вижу перед собой человека: он идет против агрессивного большинства, которое пытается его подавить, но не может, потому что заведомо слабее. Этому большинству, как ни странно, не на что опереться. А у этого человека есть сильная опора — правда и люди, которые ему доверяют, верят в него и ощущают его защиту... Убежден, эти люди, их дети и внуки и сегодня хранят память об Андрее Дмитриевиче Сахарове, хранят его наследие, благодаря которому еще возможно сохранить страну и предотвратить катастрофу».
Юбилей правозащитника отметили и в ряде городов. Так, в министерстве искусства и культурной политики Ульяновской области напомнили, что Сахаров жил и трудился в крае в годы войны: с сентября 1942 г. по декабрь 1944 г. работал инженером-исследователем на заводе им. Володарского Главного управления Наркомата вооружения СССР в г. Ульяновске. К юбилею ученого и общественного деятеля в библиотеках края открыты выставки, в учебных заведениях проводятся лекции и беседы.
Директор МБПЧ Александр Брод: «Общественное наследие Сахарова состоит в его бескомпромиссности. Человек мягкий, интеллигентный, Сахаров был абсолютно бескомпромиссен, когда дело касалось нравственных принципов. Так было при Брежневе, Андропове, Горбачёве. Так было бы и сегодня».
Сахарова вот уже почти 27 лет нет с нами. Многое изменилось с тех пор. Но его имя живет и в истории, и во многих сердцах – как символ и образец честности, порядочности, гражданственности.