Скончался Эли Визель – человек, про которого с уверенностью можно сказать, что он являлся одной из знаковых фигур в XX веке.
Эли Визель родился 30 сентября 1928 г. в городе Сигете в Северной Трансильвании (ныне Румыния) в хасидской семье.
В 1944 г. был депортирован со всей семьей в Освенцим, где удалось выжить ему и двум его сестрам.
В 1948–1951 гг. Визель учился в Сорбонне, где изучал философию, литературу и психологию, после этого начал работать журналистом. В 1955 г. он переехал в США, где в 1963 г. получил гражданство.
Визель всегда тяготел к литературному творчеству и начал писать на идише (многие годы сотрудничал с различными периодическими изданиями на этом языке), несколькими годами позже стал также публиковаться в периодических изданиях на иврите, затем перешёл главным образом на французский, а потом на английский язык.
Пережитый опыт в лагере стал основным мотивом его произведений. Свою первую книгу «И мир молчал» на идише он опубликовал в 1956 г. в Аргентине. Сокращённый и адаптированный вариант на французском языке под названием «Ночь» вышел в 1958 г. со вступительным словом Франсуа Мориака и сразу же принёс автору широкую известность. Книга была переведена на 18 языков, издана тиражом в миллион экземпляров и вошла в программу обязательного чтения во многих учебных заведениях во всем мире, став важнейшим источником информации для каждого, кто стремится узнать больше об одном из самых трагических периодов в истории человечества.
Всего Визель написал более 40 книг, посвященных в основном Холокосту, а также еврейской культуре: автобиографический роман на идише «И мир молчал» (1956); «Рассвет» (1961); «День» (1961); «Песнь мёртвых» (1966); «Нищий из Иерусалима» (1968); «Спустя поколение» (1970); «Евангелие растерзанного еврейского поэта» (1980); «Сумерки» (1987).
Но писатель был также известен своей педагогической и общественной деятельностью.
Он преподавал в Йельском, Бостонском, Джорджтаунском университетах. В 1972–1976 гг. Визель – заслуженный профессор иудаики Сити-колледжа Нью-Йорка, с 1976 г. – заслуженный профессор гуманитарных наук Бостонского университета.
В 1978-87 гг. он возглавлял Президентскую комиссию по Холокосту, которая учредила ежегодные дни поминовения жертв нацизма, планировала исследовательские программы и конференции. Усилиями Комиссии был создан Музей Холокоста в Вашингтоне. В 1980–1986 гг. Визель – председатель Американского мемориального совета по Холокосту, а с 1998 г. – посол мира Организации Объединенных Наций.
Жизнь Визеля, его напряженный труд были сопряжены и с опасностями. Он получал угрозы со стороны отрицателей Холокоста, а в 2007 г. 22-летний отрицатель Холокоста Эрик Хант, представившись журналистом, избил его и попытался похитить писателя во время Конференции по проблемам ограничения насилия в мире в Бостоне.
Эли Визель внес огромный вклад в сохранение памяти о Холокосте, в развитие толерантности и борьбу за права человека. Он говорил: «Забвение – не индивидуальная, а коллективная болезнь... Почему существует зло? Почему жестокость? И прежде всего – почему ненависть? Мы живем в эпоху, когда ненависть главенствует в мире. Ненависть и фанатизм. Всем моим сердцем и душой я против фанатизма, где бы и как бы он ни проявлялся. Фанатизм главенствовал на протяжении ХХ века: политический фанатизм в Москве и расовый в Берлине. Над XXI веком довлеет религиозный фанатизм, как в Средние века. Что можно сделать? Молчать? Нет, конечно, нет, нужно протестовать». По словам писателя, после войны он «дал самому себе обещание: всегда и везде, где человек подвергается гонениям, не молчать и не оставаться безразличным».
Смерть Визеля вызвала широчайшие отклики по всему миру.
Генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун в воскресенье заявил: «Мир потерял одного из важнейших свидетелей и одного из самых красноречивых проповедников толерантности и мира... Эли Визель превратил кошмар своей юности в кампанию за равенство и мир во всем мире длиной в целую жизнь». По словам Пан Ги Муна, Визель призывал сохранять бдительность в борьбе с антисемитизмом и другими проявлениями ненависти.
Постпред США в ООН Саманта Пауэр сказала: «С уходом Эли Визеля мир потерял великого и мудрого человека, а борцы с несправедливостью потеряли ежедневный источник вдохновения». Президент США Барак Обама, выступая в субботу, назвал Визеля дорогим другом и «одним из величайших голосов морали нашего времени»: «Он решительно высказывался не только против антисемитизма, но и против ненависти, фанатизма и нетерпимости в любых проявлениях. Он призывал всех нас – и государства, и отдельных людей – делать то же самое, видеть себя друг в друге и выполнить свое обещание, что такого больше никогда не случится... Эли был не только самым знаменитым узником лагеря уничтожения, пережившим катастрофу, но и живой памятью». Отметим, что в 2006 г. Эли Визель вместе с Бараком Обамой и канцлером Германии Ангелой Меркель посетил бывший концлагерь Бухенвальд. По словам Обамы, когда они шли вместе вдоль колючей проволоки и вышек Бухенвальда, Эли сказал слова, которые он никогда не забудет: «Память стала священной обязанностью для всех людей доброй воли».
Джон Керри, госсекретарь США, упомянул «опыт Эли Визеля, запечатленный в его произведениях», сказав, что он «не должен и не может быть забыт».
Премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху в специальном коммюнике почтил память Эли Визеля такими словами: «В темные годы Холокоста, во время которых погибли шесть миллионов наших братьев и сестер, он был лучом света и примером той части человечества, которая верит в доброе начало в Человеке... Государство Израиль и весь еврейский народ оплакивают кончину Эли Визеля. Эли был мастером слова. Его выдающаяся личность, его захватывающие книги служат олицетворением победы человеческого духа над злом и жестокостью. В творческом наследии Эли нашли отражение не только образы, связанные с Катастрофой, но также надежда и оптимизм, противопоставленные мраку Освенцима. Иерусалим – вечная столица Израиля в его глазах была символом нашей способности воспрянуть, подняться со дна самой глубокой ямы и достичь новых вершин. Я благодарен судьбе за право быть лично знакомым с Эли и многому у него научиться... Да будет вовек благословенна его память».
Лидер парламентской оппозиции Ицхак Герцог заявил: «Эли Визель был одним из величайших титанов духа своего поколения и всего нашего народа – и его книги, его духовное наследие, должны изучать и в Израиле, и во всем мире. Он выжил в Катастрофе, прошел самые страшные испытания, и его книги, его работы и исследования о Катастрофе, об уроках того страшного времени останутся навечно с нами, и их обязательно должны изучать следующие поколения. Мне посчастливилось знать этого выдающегося человека, мы много разговаривали о его книгах, о том, что он пережил. Произведения Эли Визеля оказали на меня сильное влияние. Пусть будет благословенна его память. Память одного из самых великих сынов еврейского народа».
Президент Франции Франсуа Олланд почтил память «великого гуманиста, неутомимого борца за мир».
Соболезнования в связи с кончиной Эли Визеля выразил глава МИД Германии Франк-Вальтер Штайнмайер:«Вместе с Эли Визелем от нас уходит не просто большой писатель, филантроп и ученый, но, прежде всего, неустанный борец против ненависти, нетерпимости и насилия».
По словам вице-президента Международного комитета Освенцима Кристофа Хойбнера, Эли Визель стал голосом всех убитых национал-социалистами в концлагерях еврейских женщин, детей и мужчин, «который вновь и вновь возвышался над беспамятством, антисемитизмом и ненавистью».
Главный раввин России Берл Лазар: «Мне повезло в жизни – я не просто был знаком с Эли Визелем, но и получил от него много мудрых советов, научился от него многим полезным вещам в жизни. Каждое объяснение, каждая рекомендация, которую он мне давал, дышали глубокой мудростью. И это не только потому, что он был так талантлив, не только потому, что ему довелось стоять в самом центре еврейской истории ХХ века – быть свидетелем сначала процветания европейского еврейства, потом страшной трагедии Холокоста, потом начала новой жизни за океаном… Главное достоинство скрывалось в его душе. Эли Визель всегда и везде ставил во главу угла моральные ценности. Он всегда с уважением относился к любому собеседнику. Он обладал способностью сразу давать точную и справедливую оценку всего происходящего вокруг», - отметил раввин, которого цитирует его пресс-служба. Б.Лазар вспоминает, как однажды ему довелось отметить с Э.Визелем шабат, в конце которого писатель сказал: «Очень многие люди собирают разные вещи – кто марки, кто монеты или картины. А я коллекционирую шабаты – особые шабаты, память о которых всегда остается со мной».
Мир признал огромные заслуги Эли Визеля. В 1986 г. ему была присуждена Нобелевская премия. В 1985 г. он был награждён Золотой медалью Конгресса США, высшими наградами Франции, Англии, Венгрии. Он почетный гражданин Иерусалима, почетный доктор ряда университетов. В 2006 г. ему предложили баллотироваться на пост президента Израиля, однако Эли Визель отказался, заявив, что является «всего лишь писателем».
В 2010 году в рамках масштабного проекта «Визуальной интеркультурной библиотеки ХХ века» в московском издательстве «Прогресс-традиция» вышла «Книга Знаний. Беседы с выдающимися мыслителями нашего времени».
В интервью Константину фон Барлевену и Галине Наумовой Эли Визель коснулся значимых, субстанциальных проблем бытия современного человека:
«…Если в мире снова и снова имеют место массовые преступления против человечности, то это происходит потому, что мир плохо усвоил уроки истории. Вероятно, мы сами немного виноваты в этом. Наверное, мы не оказались способными облечь этот опыт в единственно верные слова. Если Аушвиц не научил человека, то что же тогда может его научить? Если Аушвиц не научил нас отвергать зло, расизм, ненависть и антисемитизм, то что же еще тогда нас может научить?»
«Опыт Аушвица нельзя передать изобразительными средствами. Действительно, нельзя не признать, что здесь натыкаешься на известную границу – об этом можно сожалеть, но граница остается…
Таким образом, я утверждаю не молчание, которое отвергает язык, но то молчание, которое выражается языком. Значение произведения измеряется всегда содержащимся в нем молчанием. Поэтому я глубоко уверен в том, что никто не может рассказать историю Аушвица. Я, во всяком случае, не в состоянии написать об этом роман. Я бы никогда не смог передать страх ребенка, который идет на смерть, или страх старика, который без единого слова перешагивает порог газовой камеры, или страх женщины, у которой вырывают из рук детей, чтобы предать их смерти. Перед лицом такой боли, такого таинства священная обязанность – смиренно склониться».
«Память – это значительная составная часть жизни и жизненного смысла. Без воспоминаний прошлое провалится в пропасть, вследствие чего оно потеряет всякую связь с настоящим. Без памяти не было бы истории, культуры, цивилизации, не было бы ни морали, ни сознания, ни долга. Если я забуду о своей ответственности перед мертвыми, то я забуду о своей ответственности и по отношению к живым. Благодаря памяти, я идентифицирую себя с большим, чем я. В этой связи следует упомянуть, что я написал роман о болезни Альцгеймера, и это, без сомнения, самая мрачная из моих книг. Нет ничего более страшного, чем рак, который разрушает личность человека. Больной уподобляется книге, из которой вырывают страницу за страницей, пока, наконец, не останется только одна обложка. Он не воспринимает мир даже как пустоту, а просто живет в полном отсутствии своего присутствия, даже пустоты нет, он живет в отсутствии отсутствия. Он не узнает ни того, кто рядом с ним, ни себя самого. Его «Эго», которое прежде представляло центр микрокосмоса, перестало существовать, исчезло. Это страшное страдание показывает, какое огромное значение имеет память».
«...никакая другая трагедия в истории не была столь всесторонне документирована, как эта (история Холокоста – ред. МБПЧ). Собранные фотографии, стихи, молитвы и цифры в состоянии пробудить безучастное, словно под наркозом находящееся человечество, и крикнуть ему: «Помни!»
Кроме того, дети, переживших трагедию Холокоста, имеют потребность, продолжить работу своих родителей. Даже молодое поколение немцев, которое находится в невыгодном положении, потому что оно должно нести на себе вину своих родителей и прародителей, в большинстве своем проявляет намерение чтить эту память и в будущем. Кто слушает свидетеля, тот сам становится свидетелем».
«В концентрационном лагере я продолжал молиться для моего отца и благодаря ему. Позже, после освобождения, я окунулся вновь и с еще большим усердием в религиозные штудии и в веру. Что-то внутри подсказало мне, что я должен начать свою жизнь с того момента, в котором она была прервана, как будто все, что было, являлось только промежуточным звеном в цепи будущего. Но потом я все-таки пережил кризис веры, последствия которого мне так и не удалось преодолеть. Моя вера подорвана, она не такая несокрушимая, какой была прежде. Но разве у меня есть альтернатива? Альтернатив нет никаких. Даже если трагедия верующего человека страшнее, чем трагедия неверующего, он все равно признает ее и несет ее бремя. Особенно это относится к евреям. Еврей может быть за Бога или против него, но он не может без Бога».
«Я принадлежу к поколению, покалеченному войной. Это поколение имеет все основания быть разочарованными в человеке. Мы познали, на что человек способен, какое разрушительное воздействие он может оказать на разум, на культуру и цивилизацию, как он отрицает неотъемлемые ценности общества, проклинает их. Мы видели, как триумфирует зло. Помня об этом, мы могли бы по праву отклонить все красивые слова о гуманности, о надежде, о спасении. Но в то же время я отношусь к поколению, которое призвано не выпячивать эти, вполне законные, основания. И поэтому я провозглашаю: «et pourtant!» («и все же!» - ред. МБПЧ)
Я верю в «другого», верю в человечество, в историю, в Бога. Я верю, что человек обладает даром превзойти самого себя в добрых делах. Я все-таки верю, что жизнь не может остановиться и что для будущего наших потомков мы должны побеждать зло. И это «et pourtant!» я готов повторить каждый раз, когда спасен ребенок, когда улыбается больной, когда встречаются две души».