1 июля депутат Сейма Латвии от блока «Национальное объединение» Александр Кирштейнс выступил с циничным предложением установить в Риге памятник солдатам Третьего Рейха.
«В Пардаугвае, симметрично красноармейцам, нужно возвести памятник немецким военным, которые в июле 1941 г. освободили Ригу от орды большевиков», – написал он в своем микроблоге в Твиттере.
По замыслу парламентария, монумент нацистам должен находиться напротив памятника советским воинам.
Абсурдное заявление возмутило мэра Риги Нила Ушакова, который усомнился в адекватности депутата и посоветовал ему не злоупотреблять алкоголем.
«С утра в пятницу прочитал сообщение от депутата Александра Кирштейнса с предложением рядом с памятником советским воинам-освободителям установить такой же памятник нацистским воинам-освободителям. Саша! Не надо пить по утрам. А если пить, то с отключенным Твиттером!» – заявил Ушаков в Facebook.
Мэра Риги поддержали русскоязычные блогеры. Информагентство «ФАН» приводит возмущенные посты интернет-пользователей:
«Если б Гитлера не разгромили, то никакой независимой Латвии сегодня не было бы. Русофобы этого не могут понять».
После хлесткого ответа Ушакова Александр Кирштейнс удалил свой твит.
Рижскому градоначальнику регулярно приходится оппонировать русофобски ориентированному политическому истеблишменту прибалтийской республики.
Так, в апреле 2016 года в ответ на заявление представителя латвийской госкомиссии по взысканию долгов Руты Пазделе о том, что «советская оккупация» нанесла Латвии ущерб более чем на 186 млрд. евро, Ушаков разместил в Сети карикатуру с велосипедистом, который вставляет себе палку в колесо, а после падения требует от России многомиллиардной компенсации.
В июне текущего года мэр латвийской столицы прокомментировал петицию, призывающую к сносу памятника освободителям и здания Латвийской национальной библиотеки. Документ, под которым поставили подписи 12 тыс. граждан страны, призывает реконструировать довоенный проект площади Узварас на левом берегу Западной Двины в Риге. Его реализация, в частности, предполагает ликвидацию монумента воинам Красной армии.
«Авторы инициативы считают себя очень хитрыми. Прикрывшись идей о реализации исторического и очень помпезного проекта площади Победы, они на самом деле говорят о сносе памятника освободителям, – пишет Ушаков. – Но на самом деле авторы инициативы не хитрецы, а редкостные глупцы. Мы с коллегами не поленились, взяли в архиве и изучили весь этот проект. А не только одну картинку откуда-то из Интернета, которой оперируют авторы инициативы».
Перечисляя целый ряд архитектурных нестыковок, политик вспоминает известную повесть Булгакова: «Инициатива, которая попала сейчас на рассмотрение в Сейм – это вселенского масштаба глупость, как говорил профессор Преображенский о всяких шариковых. И естественно, эта инициатива – грубейшая провокация и неуважением к сотням тысяч жителей Латвии, которым дорог памятник освободителям».
«Ясно, что депутаты Сейма отвергнут эту инициативу (так и получилось). Но авторам инициативы и тем, кто ее подписал, хотелось бы напомнить про одну старую и простую народную мудрость – ну не надо пытаться делать пакости другим и пробовать рыть всякие разные ямы», – резюмирует рижский градоначальник.
В марте этого года Нил Ушаков поблагодарил жителей столицы за нежелание участвовать в ежегодном шествии легионеров СС и их сторонников.
Принципиальная позиция мэра Риги давно привлекает к политику повышенное внимание латвийских спецслужб. Так, в мае 2016 года пресс-секретарь Полиции безопасности Лига Петерсоне обвинила Ушакова в симпатии геополитическим интересам России.
Между тем, по результатам исследования, проведенного центром безопасности и стратегического анализа Национальной академии обороны, с утверждением о том, что в Латвии возрождается фашизм, согласны более 30% населения страны. В то же время открыто выступать на данные темы в республике небезопасно. В феврале 2016 года за упоминание национальной принадлежности солдат, воевавших в годы Второй мировой войны в латышских отрядах СС, в разжигании межнациональной розни был обвинен известный правозащитник Александр Гапоненко.
«Вручили обвинение, смысл которого в том, что я возбуждал своими писаниями этническую рознь. Рознь заключалась в том, что я рассказал российской прессе о преступлениях латышских легионов Ваффен СС в годы войны. Оказывается, что в Латвии их больше нельзя называть латышскими. Видимо, какие-то инопланетяне прилетели в июне 1941 г. и что-то там нехорошее наделали. Нет, не сжигали деревни, не вешали местное население, не убивали военнопленных, а так – громко на улице кричали. А если кто и погиб от их действий, так это некие элементы, у которых нет этнических характеристик. Эльфы? Гномы? Называть нельзя, а то еще лишних пять могут вкатать за возбуждение этнической ненависти к гномам», – написал Гапоненко в Facebook.
Грядущей осенью правительство Латвии приступит к рассмотрению очередного ксенофобского законопроекта, в соответствии с которым латвийским детям могут запретить давать «нелатышские» имена. Как сообщает «Sputnik», органы власти получат право отказывать в регистрации имени ребенка, если оно «не соответствует основам латышского языка или затрудняет включение личности в общество». Сама возможность появления такой идеи в номинально демократическом государстве, входящем в Евросоюз, выглядит чудовищно.
Недавно в Латвии были частично опубликованы результаты секретных исследований Центра безопасности и стратегического анализа Национальной академии обороны республики. Представленная прибалтийскими экспертами информация шокирует. Так, более 50% жителей Даугавпилса (второй по численности город страны) считают, что права русскоязычных в Латвии нарушаются в той мере, которая необходима для предотвращения российского вторжения. При этом 30,9% населения республики признают, что в Латвии возрождается фашизм, 21,7% опрошенных отметили, что ситуация с правами русских в стране катастрофична и требует вмешательства Москвы.
На фоне обнародованных данных премьер-министр Латвии Марис Кучинскис заявил в эфире телеканала «LNT», что страна должна сделать все, чтобы русскоязычные граждане не чувствовали себя отчужденными.
«Я называю результат этого опроса борьбой за души русскоязычных жителей, которая сейчас на самом деле в республике идет», – сказал он.
Кроме того, политик назвал актуальным вопрос о создании в Латвии вещания на русском языке.
«Это важно для тех, кто не знает латышского языка», – отметил премьер.
Также М.Кучинскис сообщил о намерении посетить фестиваль национальных меньшинств в Даугавпилсе.
Активист латвийской общественной организации «Русская заря» Виталий Руднев в интервью «ФАН» предположил, что усилия М.Кучинскиса имеют целью отрыв русскоязычных латвийцев от российских информационных потоков.
«Тот же Марис Кучинскис недавно заявил агентству LETA, что всем жителям Латвии следует понимать: в нашей стране единый флаг и единый порядок … Пока фашизм в облегченной форме, но нет никаких гарантий, что он не развернется в будущем», – заявил В.Руднев.
«Каждый год 16 марта по центральным улицам Риги маршируют легионеры Waffen-SS и их молодые почитатели; на последнем из таких маршей участники уже не скрывали на своей одежде фашистской символики; в Сети появляются инициативы, подобные созданию в Латвии концлагерей для неграждан и местных россиян, которые не наказываются государством; врачи даже в детских больницах позволяют себе поучать русских детей тому, что им нужно знать латышский язык, чтобы понять доктора. Перечислять можно долго», – отметил правозащитник.
«Мы, конечно, можем говорить о защите прав и интересов всех русских соотечественников, которые, безусловно, нуждаются в участии России, но сегодня мы должны помнить о тех русских активистах, которые лично встали на защиту прав своих диаспор и столкнулись с порой непреодолимыми проблемами и барьерами, создаваемыми этнократическими режимами. И эта проблема актуальна не только для Прибалтики, но и для многих других республик ближнего зарубежья, особенно серьезно на Украине», – констатирует эксперт.
Настроения русскоязычных жителей Латвии разделяет и сопредседатель Латвийского антифашистского комитета Иосиф Корен.
«Опасения, что в Латвии нарастают фашистские настроения, абсолютно обоснованы, – сказал общественник корреспонденту «ФАН». – Дело в том, что у нас 25 лет население воспитывалось в ультранационалистическом духе, и, к сожалению, если люди старшего поколения понимают, что радикальный национализм никогда ни к чему хорошему не приводит, то за последние четверть века выросло поколение, которое даже порой не понимает разницы между национализмом и нацизмом. Я, увы, многократно сталкивался с тем, что многие молодые люди даже не считают нацизм какой-то плохой идеологией. И меня в этой ситуации больше всего пугает, что власти, ознакомившись с результатами опроса, не сделали для себя выводы, что может быть что-то не так в «датском королевстве». Они решили, что виновата российская пропаганда. Оглянуться на себя у них духу не хватает».
«В Латвии, где более сорока процентов русского населения, моноэтническое государство в принципе невозможно, – справедливо указывает И.Корен. – Но тем не менее у нас 25 лет всю государственную вертикаль пытались строить по принципу этого самого мононационального государства. Сначала они бегали и громко кричали: «Латвия для латышей!», и только когда им уже на европейском уровне намекнули, что уж больно это созвучно с лозунгом 30-х годов «Германия для немцев», они немножко эти лозунги отрихтовали и подредактировали. Теперь их принцип – «за латышскую Латвию». В этом же духе написана и Конституция, в преамбуле которой говорится, что Латвия – это государство, созданное для латышей, но, так уж и быть, мы согласны с тем, что тут живут и другие народы».
Правозащитник поделился личным опытом дискуссии по национальным вопросам на местном телевидении: «Знаете, у меня был случай: я выступал в прямом эфире с двумя молодыми людьми, которые как раз были апологетами идеи «За латышскую Латвию». И они мне объясняли, что, конечно, они не против русских, не против евреев. Просто еврей должен жить в Израиле, русский должен жить в России, а латыш должен жить в Латвии. Я говорю: а как быть со мной? Я еврей, у меня жена латышка – понятно, меня надо развести с женой, а с сыном как быть, который наполовину латыш, наполовину еврей? Это ребят немножко поставило в тупик, и они сказали: ну пойми, просто хозяином в Латвии должен быть латыш. Я говорю: понятно, а я, еврей, должен быть при вас холопом. То есть они сами не понимают, куда они тянут весь этот воз».
«Если население считает, что в стране есть профашистские настроения, то надо хотя бы трезво оценить ситуацию, а не кричать о вражьей пропаганде из-за бугра», – резюмирует руководитель Латвийского антифашистского комитета.
Политолог Андрей Суздальцев охарактеризовал озабоченность латвийского премьер-министра как лицемерие и фарс.
«В центре Европы мы наблюдаем уникальную ситуацию. С одной стороны, многие действительно используют Латвию как промежуточную ступеньку для получения гражданства Евросоюза. Однако те русские, которые родились в Латвии и исконно живут там, являются для местного правительства людьми «второго сорта», отношение к ним построено на основе этнического национализма», – приводит слова аналитика «Sputnik».
«Товары на экспорт идут с большим трудом. Эта самоубийственная политика наложилась на постоянный миф о готовящемся российском захвате стран Балтии. Логично: какие инвестиции могут быть из страны, которая тебя вот-вот захватит? Свобода антироссийской риторики, внутренняя и внешняя политика Латвии по отношению к России и русским свелась к тому, чтобы получать поддержку со стороны Евросоюза, – отмечает А.Суздальцев. – Однако после Brexit мы видим, что ЕС расширяться не будет. Сама идея Евросоюза переживает серьезный кризис, надо искать какие-то точки опоры. Без образа заклятого врага никак не обойтись. Лучший подход, как рассудила латвийская элита, – разобраться с собственными русскими».
«Заявление премьер-министра – это некое зондирование почвы на предмет реакции населения, – считает эксперт. – Пока в реальности говорить об улучшении прав русских рано – российская община пластична, подготовлена, экономически грамотна. Правительство боится конкуренции, боится, что общество смешается и превратится в российско-латвийское государство. Это не первый случай, когда политическая элита Латвии и Эстонии проявляет «заботу» о русскоязычном населении, но время показывает, что подобные заявления – не более чем политическая конъюнктура».