Заявление в связи с планом Минобразования включить в школьную программу курс по изучению Холокоста
В марте 2011 г. Министерство образования и науки официально включило изучение Холокоста в обязательную учебную программу средних школ. Уже подготовлены учебные материалы, а для преподавательских кадров – программа "Уроки по теме Холокоста. Путь к толерантности", рассчитанная на 72 часа. 10 вопросов по Холокосту включены в программу единого госэкзамена.
Идея включения темы Холокоста в школьную программу возникла не случайно. После окончания 2-ой Мировой войны человечество признало гибель 6 млн. евреев крупнейшей трагедией XX в. Во многом эта трагедия имела не только политические последствия (в частности, повлияв на создание государства Израиль), но и глубокие духовные последствия для всего мира. Многие евреи и неевреи переосмыслили ход мировой истории, взглянули критическим взглядом на традиционные религиозные ценности, стали искать выход из духовно-исторического тупика. В значительной мере именно осмысление Холокоста стало прелюдией к формированию новых представлений о неотъемлемых правах человека, повлияв на преодоление в разных странах расовых и религиозных предрассудков.
Холокост стал символом геноцида, той страшной исторической моделью, которую Европа стала изучать в надежде, чтобы исключить любой геноцид в будущем.
Естественно первостепенное значение тема Холокоста имела для Израиля, став неотъемлемой и кровоточащей частью его истории, частью жизни многих евреев, переживших страшные времена нацизма. Тема Холокоста превратилась в составную часть израильской культуры и жизни. Неизбежно Холокост стал значимой исторически-общественной темой и в Германии, которая несла на себе вину за уничтожение шести миллионов евреев: чтобы провести процесс денацификации, воспитать новое поколение немцев, нужно было пройти через глубочайшее покаяние. А покаяние невозможно без осознания вины, поэтому тема Холокоста стала важной частью школьной программы, научного и политического дискурса в Германии.
Но в сознании и простых граждан, и историков разных стран возник неизбежный вопрос: да, Холокост – важнейшее трагическое событие ХХ в., но является ли оно уникальным? Ведь нацисты уничтожили еще больше неевреев. Был геноцид цыган. И еще задолго до Холокоста евреев, в 1915 г., имел место крупнейший геноцид армян, а после Холокоста в межнациональных конфликтах погибли сотни тысяч и миллионы людей в Югославии, Руанде, азербайджанско-армянском конфликтах, многих других. Причем гибель людей квалифицировалась именно как геноцид, в соответствии с международными определениями этого слова.
И даже если мало кто оспаривает необходимость знать о Холокосте, то споры идут о необходимом объеме таких знаний. Почему в первую очередь надо обязательно изучать Холокост, а не другие геноциды, оставившие более сильный след в том или ином регионе? Нужно ли, например, в Армении изучать Холокост евреев, а не геноцид армян?
Тем более этот вопрос актуален для России. Да, значительное число евреев, около 3 млн., погибло именно на территории Советского Союза, но ведь во время войны погибли больше 20 млн. человек разных национальностей. Сталинский режим осуществлял геноциды самых разных народов нашей страны, его жертвами также стали миллионы людей. Нужно ли чеченцам и ингушам изучать Холокост, а не историю своей депортации? Нужно ли в российских школах изучать геноцид евреев нацистами, а, например, не историю коллективизации и ГУЛАГа, принесших неисчислимые страдания народам России, и больше всего русскому народу как самому многочисленному?
Этот вопрос очень деликатный, и решение Минобразования вызвало серьезную критику. Был проведен опрос среди православного и мусульманского духовенства. И все священнослужители единодушно выразили неодобрение этому решению. При этом спектр мнений варьируется от объяснения решения как непродуманного (с вполне понятной аргументацией – она изложена выше) до откровенно антисемитских, конспирологического толка: "…продолжается целенаправленное строительство нового мирового порядка. И частью этого нового мирового порядка является предельная идеализация, почти обожествление еврейского народа и нарочитое выделение еврейского вопроса. В этой связи для России, которая должна как паззл рано или поздно занять свое место в этой новой картине мира, предусмотрен именно этот шаг".
Да, можно поспорить с главным аргументом в возражениях против решения Минобразования: "Ведь в XX веке пострадало очень много людей и по самым разным причинам. Только в годы Второй мировой войны погибло двадцать семь с половиной миллионов людей – граждан Советского Союза, людей разных национальностей, в основном русских. Если бы изучались эти потери или геноцид славянских народов во время Второй мировой войны, то это, естественно, было бы более понятно, более близко… Но даже это, наверное, все-таки не стоит выделять в какую-то отдельную категорию, поскольку это часть нашей общей истории".
Холокост является самой масштабной и трагической моделью геноцида в целом. Изучая феномен Холокоста, можно понять общие механизмы мотивации и реализации геноцидов. И введение его в школьный курс является вполне оправданным, если мы хотим воспитать в будущих российских гражданах мудрость и толерантность.
Однако Холокост, вероятно, не следует выносить в отдельный курс, а рассматривать в рамках некоего более общего курса "Преступления нацизма", хотя и четко выделить его в рамках данного курса. Так, согласно специальному отчету Бюро ОБСЕ по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ) "Преподавание тем Холокоста и антисемитизма. Обзор и анализ образовательных подходов", в большинстве стран ОБСЕ "Холокост не включен в официальные школьные программы как самостоятельный или отдельный предмет, а интегрирован в историю, как часть истории Второй мировой войны или, в еще более общем плане, как часть истории 20-го века".
И, конечно же, 72 часа – это, действительно, совершенно несоразмерная цифра, и правы критики, утверждая, что "детям и так не хватает времени на изучение основных предметов, из-за этого сокращаются программы". Даже специальные университетские курсы по Холокосту намного короче и нигде в Европе такое количество часов на изучение Холокоста в школах не отводится. Согласно тому же отчету БДИПЧ, в странах ОБСЕ в школьном образовании "на тему Холокоста обычно отводится не более 1-3 часов за весь период обязательного обучения. В Германии, однако, Холокост рассматривается как отдельная тема в рамках изучения периода национал-социализма, на который отводится 16-20 часов в начальной и средней школе. В Австрии и Италии на изучение Холокоста отводится примерно 5-10 часов". Конечно, в Германии, Австрии и Италии, по понятным причинам, отводится значительно больше часов на изучение Холокоста, но все равно в 3-7 раз меньше, чем планирует установить Минобразования.
Если, к примеру, Холокост изучать в чеченских школах 72 часа, то сколько, спрашивается, часов надо отвести на более болезненную для чеченцев тему сталинских преступлений против их народа – 100 часов? А когда изучать остальные темы и другие предметы?
Возникает закономерный вопрос и о том, кто будет преподавать этот школьный курс, где и как подготовить необходимое количество педагогов? Какие учебно-методические пособия будут использовать школьники и педагоги, учитывая то, что в России распространено громадное количество книг, отрицающих или преуменьшающих трагедию Холокоста?
Решение Минобразования стоило бы обсудить в рамках общественной дискуссии, а не предлагать как свершившийся факт.
Холокост стал символом геноцида, той страшной исторической моделью, которую Европа стала изучать в надежде, чтобы исключить любой геноцид в будущем.
Естественно первостепенное значение тема Холокоста имела для Израиля, став неотъемлемой и кровоточащей частью его истории, частью жизни многих евреев, переживших страшные времена нацизма. Тема Холокоста превратилась в составную часть израильской культуры и жизни. Неизбежно Холокост стал значимой исторически-общественной темой и в Германии, которая несла на себе вину за уничтожение шести миллионов евреев: чтобы провести процесс денацификации, воспитать новое поколение немцев, нужно было пройти через глубочайшее покаяние. А покаяние невозможно без осознания вины, поэтому тема Холокоста стала важной частью школьной программы, научного и политического дискурса в Германии.
Но в сознании и простых граждан, и историков разных стран возник неизбежный вопрос: да, Холокост – важнейшее трагическое событие ХХ в., но является ли оно уникальным? Ведь нацисты уничтожили еще больше неевреев. Был геноцид цыган. И еще задолго до Холокоста евреев, в 1915 г., имел место крупнейший геноцид армян, а после Холокоста в межнациональных конфликтах погибли сотни тысяч и миллионы людей в Югославии, Руанде, азербайджанско-армянском конфликтах, многих других. Причем гибель людей квалифицировалась именно как геноцид, в соответствии с международными определениями этого слова.
И даже если мало кто оспаривает необходимость знать о Холокосте, то споры идут о необходимом объеме таких знаний. Почему в первую очередь надо обязательно изучать Холокост, а не другие геноциды, оставившие более сильный след в том или ином регионе? Нужно ли, например, в Армении изучать Холокост евреев, а не геноцид армян?
Тем более этот вопрос актуален для России. Да, значительное число евреев, около 3 млн., погибло именно на территории Советского Союза, но ведь во время войны погибли больше 20 млн. человек разных национальностей. Сталинский режим осуществлял геноциды самых разных народов нашей страны, его жертвами также стали миллионы людей. Нужно ли чеченцам и ингушам изучать Холокост, а не историю своей депортации? Нужно ли в российских школах изучать геноцид евреев нацистами, а, например, не историю коллективизации и ГУЛАГа, принесших неисчислимые страдания народам России, и больше всего русскому народу как самому многочисленному?
Этот вопрос очень деликатный, и решение Минобразования вызвало серьезную критику. Был проведен опрос среди православного и мусульманского духовенства. И все священнослужители единодушно выразили неодобрение этому решению. При этом спектр мнений варьируется от объяснения решения как непродуманного (с вполне понятной аргументацией – она изложена выше) до откровенно антисемитских, конспирологического толка: "…продолжается целенаправленное строительство нового мирового порядка. И частью этого нового мирового порядка является предельная идеализация, почти обожествление еврейского народа и нарочитое выделение еврейского вопроса. В этой связи для России, которая должна как паззл рано или поздно занять свое место в этой новой картине мира, предусмотрен именно этот шаг".
Да, можно поспорить с главным аргументом в возражениях против решения Минобразования: "Ведь в XX веке пострадало очень много людей и по самым разным причинам. Только в годы Второй мировой войны погибло двадцать семь с половиной миллионов людей – граждан Советского Союза, людей разных национальностей, в основном русских. Если бы изучались эти потери или геноцид славянских народов во время Второй мировой войны, то это, естественно, было бы более понятно, более близко… Но даже это, наверное, все-таки не стоит выделять в какую-то отдельную категорию, поскольку это часть нашей общей истории".
Холокост является самой масштабной и трагической моделью геноцида в целом. Изучая феномен Холокоста, можно понять общие механизмы мотивации и реализации геноцидов. И введение его в школьный курс является вполне оправданным, если мы хотим воспитать в будущих российских гражданах мудрость и толерантность.
Однако Холокост, вероятно, не следует выносить в отдельный курс, а рассматривать в рамках некоего более общего курса "Преступления нацизма", хотя и четко выделить его в рамках данного курса. Так, согласно специальному отчету Бюро ОБСЕ по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ) "Преподавание тем Холокоста и антисемитизма. Обзор и анализ образовательных подходов", в большинстве стран ОБСЕ "Холокост не включен в официальные школьные программы как самостоятельный или отдельный предмет, а интегрирован в историю, как часть истории Второй мировой войны или, в еще более общем плане, как часть истории 20-го века".
И, конечно же, 72 часа – это, действительно, совершенно несоразмерная цифра, и правы критики, утверждая, что "детям и так не хватает времени на изучение основных предметов, из-за этого сокращаются программы". Даже специальные университетские курсы по Холокосту намного короче и нигде в Европе такое количество часов на изучение Холокоста в школах не отводится. Согласно тому же отчету БДИПЧ, в странах ОБСЕ в школьном образовании "на тему Холокоста обычно отводится не более 1-3 часов за весь период обязательного обучения. В Германии, однако, Холокост рассматривается как отдельная тема в рамках изучения периода национал-социализма, на который отводится 16-20 часов в начальной и средней школе. В Австрии и Италии на изучение Холокоста отводится примерно 5-10 часов". Конечно, в Германии, Австрии и Италии, по понятным причинам, отводится значительно больше часов на изучение Холокоста, но все равно в 3-7 раз меньше, чем планирует установить Минобразования.
Если, к примеру, Холокост изучать в чеченских школах 72 часа, то сколько, спрашивается, часов надо отвести на более болезненную для чеченцев тему сталинских преступлений против их народа – 100 часов? А когда изучать остальные темы и другие предметы?
Возникает закономерный вопрос и о том, кто будет преподавать этот школьный курс, где и как подготовить необходимое количество педагогов? Какие учебно-методические пособия будут использовать школьники и педагоги, учитывая то, что в России распространено громадное количество книг, отрицающих или преуменьшающих трагедию Холокоста?
Решение Минобразования стоило бы обсудить в рамках общественной дискуссии, а не предлагать как свершившийся факт.