Памяти Бориса Стругацкого
19 ноября в возрасте 79 лет умер Борис Стругацкий.
При нынешнем упадке начитанности и общей культуры трудно быть уверенным, что большинство населения, особенно молодежи, знает это имя. А в свое время имена братьев Стругацких были символом умонастроения целого поколения, символом интеллектуального сопротивления разлагающему влиянию советской идеологии.
Борис Натанович Стругацкий родился 15 апреля 1933 г. в Ленинграде, в семье музейного сотрудника и учительницы литературы. В 1955 г. он закончил математико-механический факультет ЛГУ по специальности «звёздный астроном». Работал по специальности, с 1964 – член Союза писателей СССР, с 1972 года — руководитель Ленинградского семинара молодых писателей-фантастов.
При нынешнем упадке начитанности и общей культуры трудно быть уверенным, что большинство населения, особенно молодежи, знает это имя. А в свое время имена братьев Стругацких были символом умонастроения целого поколения, символом интеллектуального сопротивления разлагающему влиянию советской идеологии.
Борис Натанович Стругацкий родился 15 апреля 1933 г. в Ленинграде, в семье музейного сотрудника и учительницы литературы. В 1955 г. он закончил математико-механический факультет ЛГУ по специальности «звёздный астроном». Работал по специальности, с 1964 – член Союза писателей СССР, с 1972 года — руководитель Ленинградского семинара молодых писателей-фантастов.
Произведения Б.Стругацкого написаны, главным образом, в соавторстве со старшим братом, Аркадием Стругацким. Ими создано несколько десятков произведений, ставших классикой современной научной и социальной фантастики. После смерти брата в 1991 г., под псевдонимом С.Витицкий, Б.Стругацкий написал еще два романа, воспоминания о совместном творчестве с братом «Комментарии к пройденному».
В этих скупых биографических строчках невозможно отразить все значение личности писателя для русской литературы в целом, и для фантастики, в частности. Этот жанр для России не был тем, чем он являлся для свободного мира. В условиях цензуры, крайне ограниченных возможностей говорить правду, размышлять о духовном величии человека и нищете тоталитарной идеологии было крайне сложно, и фантастика являлась тем самым полем, на котором иносказательным языком (действие происходит вроде бы в параллельном мире, к нашему миру не имеющему отношения) можно было высказать наиболее сокровенные мысли. Но для этого надо было наполнить традиционную фантастику – с ее видением преимущественно научного прогресса, постижения непознанных миров – высоким социальным, нравственным да и сатирическим пафосом, чтобы люди в фантастических сюжетах увидели проекцию самих себя, собственных чувств, мыслей и разочарований. И братьям Стругацким это блестяще удавалось.
По словам одного из ведущих современных российских фантастов С.Лукьяненко, "популярность Стругацких объясняется тем, что именно они превратили советскую фантастику из популярной литературы в серьезную, настоящую: они были учителями и очными, и заочными, их читали и пионеры, и пенсионеры". Братья Стругацкие могут считаться отцами нескольких поколений российских фантастов: "Стругацкие оставили свою школу, есть школа Бориса Натановича Стругацкого, он вел семинар фантастики, и многие современные писатели-фантасты вышли из этого семинара. При этом он, как настоящий мастер, никогда не навязывал свою позицию".
Но братья Стругацкие, безусловно, оставили выдающийся след не только в этом жанре, их значение гораздо шире. Их произведения "Трудно быть Богом", "Понедельник начинается в субботу", "Пикник на обочине", "Хромая судьба", "Жук в муравейнике", "Сталкер", "Обитаемый остров", "Малыш", "Отягощенные злом, или 40 лет спустя", "Хищные вещи века" и многие другие составили необходимую часть культурного базиса советского интеллигента, наряду с театром на Таганке, поэзией Мандельштама, Ахматовой и Бродского, музыкой Шнитке, который буквально напитывал образованных людей, помогал выжить в душной атмосфере "совка". И цепь титанов, которые несли на себе бремя культуры, не давая похоронить идеи свободной и мыслящей человеческой личности, замыкалась: не случайно в творчестве братьев Стругацких находили вдохновение и продолжали их замыслы уже в своем творчестве, на экране, Андрей Тарковский, Алексей Герман, Александр Сокуров.
Разумеется, столь крупная личность, как Б.Стругацкий, не могла замыкаться в тесных литературных рамках. Прежде всего, он был просто порядочнейшим человеком, который говорил: "Если во имя идеала человеку приходится делать подлости, то цена этому идеалу — дерьмо".
У него была четкая гражданская и политическая позиция. В 2005 г. он подписал письмо, призывающее международное правозащитное сообщество признать М.Ходорковского политическим заключённым, нынешние времена он называл «возвращением в совок», а страну «авторитарной».
Это был удивительно цельный человек, и эта цельность характера была помножена на огромный литературный талант. Нельзя не согласиться со сказанными про него словами Д.Быкова: "Его смерть — это катастрофа того же масштаба, что смерть Окуджавы. С его уходом все стало еще темнее и безвоздушнее".
Вспомним слова писателя.
«Модернизировать надо политическую жизнь, без этого никакая модернизация экономики и науки невозможна (разве что милитаризация, которая не есть выход из тупика, а как раз углубление в него). Модернизация же политической жизни означает схватку между элитами («державниками» и «либералами», «аскетами» и «гедонистами», «антизападниками» и «прозападниками»). К этой схватке ни одна из элит не готова, риск слишком велик, можно разрушить страну и потерять все. Поэтому и модернизации никакой не произойдет, а наступит одно лишь «одержание и слияние», медленное гниение без резких движений вплоть до очередного кризиса. А практически — до появления нового Горбачева или Сталина».
« - В этом году исполнилось 20 лет путчу. Почему победа демократии вылилась в реставрацию однопартийной системы? Когда страна ошиблась с выбором?
- Страна и не думала "ошибаться с выбором". Страна сделала выбор, самый естественный и единственно возможный при нашем полуфеодальном менталитете: она вернулась в "совок". Как известно, всякая деформация остаточна, поэтому возвращение получилось неполным и оставляет вполне реальную надежду на новую попытку прорваться, наконец, в будущее (распрощаться с феодализмом).
- Вы скучаете по СССР или по каким-то моментам советской жизни?
- Только по молодости своей и по здоровью. И по тем, кто был тогда со мною, а теперь их нет. О советской жизни вспоминаю с отвращением: это был мир лжи и несвободы, будь он неладен.
- Почему сидит Ходорковский?
- Потому что для установления властной вертикали понадобилось дать урок всем олигархам сразу: так будет с каждым, кто допустит своеволие.
- Что Вам не нравится в современной России?
- Что огосударствление всего и вся продолжается. Что СМИ абсолютно подконтрольны исполнительной власти. Что власть бюрократии все время усиливается.
- Вы один из лидеров шестидесятников, дайте Вашу оценку поколению. Почему постсоветская Россия отвернулась от шестидесятников?
- Это было, по сути, поколение, глотнувшее свободы. Поколение, вообразившее, что светлое будущее наступило, а поганое прошлое ушло навсегда. Поколение, осознавшее потом свою ошибку и смирившееся с неизбежным. В конце 80-х этим людям было едва за 50. История подарила им второй глоток свободы, и они снова поверили, что поганое прошлое ушло навсегда. Они были полны самых добрых намерений и в большинстве своем совершенно бескорыстны и честны, но они ничего не понимали в искусстве управления и искренне воображали, что можно оставаться безукоризненно честным, занимаясь серьезной политикой. И произошло неизбежное. Те из них, кто не сумел переломить себя и научиться врать и приспосабливаться, ушли из процесса и стали новыми диссидентами. Те, кто сумел, сделались бюрократами различного ранга, ибо никем другим они в этой реальности стать не могли.
Постсоветская Россия вовсе не отворачивалась ни от тех, ни от других. От них отвернулась старая бюрократия, советская номенклатура, ненавидевшая их так, как только "честный битый вор" может ненавидеть "небитого фрайерка на понтах". Именно эти "битые" пустили в ход словечки о чикагских мальчиках в розовых штанишках, не знающих ни реальной жизни, ни реального производства. И именно их мнение принято было толпой, уверенной, что их ограбили эти самые "в розовых штанишках".
- Какой Вам кажется нынешняя молодежь? Чем она похожа и чем отличается от Вашего поколения?
- Они более свободны. Они более практичны. И они намного щедрее нас одарены развлечениями. У нас было два новых кинофильма в год, две программы на ТВ, танцы в ближайшем ДК. Все. Домашних магнитофонов не существовало в природе. Проигрыватели крутили рентгеновские джазы "на костях". Выпивать было как-то не принято. Мы читали. Нынешние этого не понимают. По-моему, им вообще недоступна мысль, что читать - это здорово! Что читать - это кайфово. Что первым найти в букинистическом неизвестный роман Кэрвуда - это по-настоящему круто. Мы читали, а нынешние просаживают свое время с помощью стрелялок и гонялок. Мы сравнивали Луи Жаколио с Луи Буссенаром, а они знают все про айфоны и Интернет. Интересно, если бы они вдруг встретились, двое - вчерашний с сегодняшний - в межвременье, то сумели бы понять друг друга? Не знаю».
Сотрудники Московского бюро по правам человека выражают глубокое соболезнование всем родным и близким Б.Н. Стругацкого.
В этих скупых биографических строчках невозможно отразить все значение личности писателя для русской литературы в целом, и для фантастики, в частности. Этот жанр для России не был тем, чем он являлся для свободного мира. В условиях цензуры, крайне ограниченных возможностей говорить правду, размышлять о духовном величии человека и нищете тоталитарной идеологии было крайне сложно, и фантастика являлась тем самым полем, на котором иносказательным языком (действие происходит вроде бы в параллельном мире, к нашему миру не имеющему отношения) можно было высказать наиболее сокровенные мысли. Но для этого надо было наполнить традиционную фантастику – с ее видением преимущественно научного прогресса, постижения непознанных миров – высоким социальным, нравственным да и сатирическим пафосом, чтобы люди в фантастических сюжетах увидели проекцию самих себя, собственных чувств, мыслей и разочарований. И братьям Стругацким это блестяще удавалось.
По словам одного из ведущих современных российских фантастов С.Лукьяненко, "популярность Стругацких объясняется тем, что именно они превратили советскую фантастику из популярной литературы в серьезную, настоящую: они были учителями и очными, и заочными, их читали и пионеры, и пенсионеры". Братья Стругацкие могут считаться отцами нескольких поколений российских фантастов: "Стругацкие оставили свою школу, есть школа Бориса Натановича Стругацкого, он вел семинар фантастики, и многие современные писатели-фантасты вышли из этого семинара. При этом он, как настоящий мастер, никогда не навязывал свою позицию".
Но братья Стругацкие, безусловно, оставили выдающийся след не только в этом жанре, их значение гораздо шире. Их произведения "Трудно быть Богом", "Понедельник начинается в субботу", "Пикник на обочине", "Хромая судьба", "Жук в муравейнике", "Сталкер", "Обитаемый остров", "Малыш", "Отягощенные злом, или 40 лет спустя", "Хищные вещи века" и многие другие составили необходимую часть культурного базиса советского интеллигента, наряду с театром на Таганке, поэзией Мандельштама, Ахматовой и Бродского, музыкой Шнитке, который буквально напитывал образованных людей, помогал выжить в душной атмосфере "совка". И цепь титанов, которые несли на себе бремя культуры, не давая похоронить идеи свободной и мыслящей человеческой личности, замыкалась: не случайно в творчестве братьев Стругацких находили вдохновение и продолжали их замыслы уже в своем творчестве, на экране, Андрей Тарковский, Алексей Герман, Александр Сокуров.
Разумеется, столь крупная личность, как Б.Стругацкий, не могла замыкаться в тесных литературных рамках. Прежде всего, он был просто порядочнейшим человеком, который говорил: "Если во имя идеала человеку приходится делать подлости, то цена этому идеалу — дерьмо".
У него была четкая гражданская и политическая позиция. В 2005 г. он подписал письмо, призывающее международное правозащитное сообщество признать М.Ходорковского политическим заключённым, нынешние времена он называл «возвращением в совок», а страну «авторитарной».
Это был удивительно цельный человек, и эта цельность характера была помножена на огромный литературный талант. Нельзя не согласиться со сказанными про него словами Д.Быкова: "Его смерть — это катастрофа того же масштаба, что смерть Окуджавы. С его уходом все стало еще темнее и безвоздушнее".
Вспомним слова писателя.
«Модернизировать надо политическую жизнь, без этого никакая модернизация экономики и науки невозможна (разве что милитаризация, которая не есть выход из тупика, а как раз углубление в него). Модернизация же политической жизни означает схватку между элитами («державниками» и «либералами», «аскетами» и «гедонистами», «антизападниками» и «прозападниками»). К этой схватке ни одна из элит не готова, риск слишком велик, можно разрушить страну и потерять все. Поэтому и модернизации никакой не произойдет, а наступит одно лишь «одержание и слияние», медленное гниение без резких движений вплоть до очередного кризиса. А практически — до появления нового Горбачева или Сталина».
« - В этом году исполнилось 20 лет путчу. Почему победа демократии вылилась в реставрацию однопартийной системы? Когда страна ошиблась с выбором?
- Страна и не думала "ошибаться с выбором". Страна сделала выбор, самый естественный и единственно возможный при нашем полуфеодальном менталитете: она вернулась в "совок". Как известно, всякая деформация остаточна, поэтому возвращение получилось неполным и оставляет вполне реальную надежду на новую попытку прорваться, наконец, в будущее (распрощаться с феодализмом).
- Вы скучаете по СССР или по каким-то моментам советской жизни?
- Только по молодости своей и по здоровью. И по тем, кто был тогда со мною, а теперь их нет. О советской жизни вспоминаю с отвращением: это был мир лжи и несвободы, будь он неладен.
- Почему сидит Ходорковский?
- Потому что для установления властной вертикали понадобилось дать урок всем олигархам сразу: так будет с каждым, кто допустит своеволие.
- Что Вам не нравится в современной России?
- Что огосударствление всего и вся продолжается. Что СМИ абсолютно подконтрольны исполнительной власти. Что власть бюрократии все время усиливается.
- Вы один из лидеров шестидесятников, дайте Вашу оценку поколению. Почему постсоветская Россия отвернулась от шестидесятников?
- Это было, по сути, поколение, глотнувшее свободы. Поколение, вообразившее, что светлое будущее наступило, а поганое прошлое ушло навсегда. Поколение, осознавшее потом свою ошибку и смирившееся с неизбежным. В конце 80-х этим людям было едва за 50. История подарила им второй глоток свободы, и они снова поверили, что поганое прошлое ушло навсегда. Они были полны самых добрых намерений и в большинстве своем совершенно бескорыстны и честны, но они ничего не понимали в искусстве управления и искренне воображали, что можно оставаться безукоризненно честным, занимаясь серьезной политикой. И произошло неизбежное. Те из них, кто не сумел переломить себя и научиться врать и приспосабливаться, ушли из процесса и стали новыми диссидентами. Те, кто сумел, сделались бюрократами различного ранга, ибо никем другим они в этой реальности стать не могли.
Постсоветская Россия вовсе не отворачивалась ни от тех, ни от других. От них отвернулась старая бюрократия, советская номенклатура, ненавидевшая их так, как только "честный битый вор" может ненавидеть "небитого фрайерка на понтах". Именно эти "битые" пустили в ход словечки о чикагских мальчиках в розовых штанишках, не знающих ни реальной жизни, ни реального производства. И именно их мнение принято было толпой, уверенной, что их ограбили эти самые "в розовых штанишках".
- Какой Вам кажется нынешняя молодежь? Чем она похожа и чем отличается от Вашего поколения?
- Они более свободны. Они более практичны. И они намного щедрее нас одарены развлечениями. У нас было два новых кинофильма в год, две программы на ТВ, танцы в ближайшем ДК. Все. Домашних магнитофонов не существовало в природе. Проигрыватели крутили рентгеновские джазы "на костях". Выпивать было как-то не принято. Мы читали. Нынешние этого не понимают. По-моему, им вообще недоступна мысль, что читать - это здорово! Что читать - это кайфово. Что первым найти в букинистическом неизвестный роман Кэрвуда - это по-настоящему круто. Мы читали, а нынешние просаживают свое время с помощью стрелялок и гонялок. Мы сравнивали Луи Жаколио с Луи Буссенаром, а они знают все про айфоны и Интернет. Интересно, если бы они вдруг встретились, двое - вчерашний с сегодняшний - в межвременье, то сумели бы понять друг друга? Не знаю».
Сотрудники Московского бюро по правам человека выражают глубокое соболезнование всем родным и близким Б.Н. Стругацкого.