О публикации списка из 100 фильмов для просмотра школьниками
Идея, предложенная летом 2012 г. председателем Союза кинематографистов РФ Никитой Михалковым и поддержанная министром культуры РФ Владимиром Мединским, реализована. Министерство культуры на своем сайте опубликовало список из 100 российских фильмов, которые рекомендованы к просмотру школьниками в порядке факультатива.
В создании списка принимали участие ВГИК, Санкт-Петербургский государственный университет кино и телевидения, Российский институт культурологии, Российский институт истории искусств, Госфильмофонд России и Союз кинематографистов РФ. Кроме того, Минкульт учел итоги публичного голосования на своем сайте и на сайтах ряда СМИ, в котором могли принимать участие все желающие.
По словам министра образования Дмитрия Ливанова, школьный курс призван "объединить поколения", которым, по его мнению, не хватает единой культурной основы.
В самом деле, очень важно, конечно, какие фильмы смотрят наши школьники – и с учетом общего падения интереса к чтению книг, с засильем боевиков и триллеров на кино- и телеэкранах, и предпочтения, отдаваемого компьютерным играм. Немалую проблему составляет и система проката фильмов, экономические трудности, заставляющие эксплуатировать низкопробную, но имеющую успех кинопродукцию, а также коррупционные и дружеские связи, когда в силу тех или иных соображений получают преференции в прокате не лучшие, а посредственные фильмы.
Возможность на одном из уроков посмотреть хорошее кино, конечно, является замечательным предложением. Но, опять же, могут возникнуть привычные опасения, что список соответствующих фильмов и порядок их просмотра будет навязан исходя из индивидуальных предпочтений чиновников от культуры.
Кроме того, в России очень любят даже самую хорошую идею превратить в обязательную скучную процедуру. Не случайно в московских школах опасаются, что факультатив по изучению 100 фильмов может стать обязательным. По словам народного учителя РФ, директора центра образования "Царицыно" г.Москвы Ефима Рачевского, "чем больше факультативов, тем лучше. Хуже будет, если его сделают обязательным. Или придет письмо от какого-нибудь "большого начальника", что этот факультатив нужно изучать обязательно".
Видимо, отчасти теми же опасениями была обусловлена позиция режиссера Александра Сокурова встретившего идею в штыки: "Возникает поколение болтунов и потребителей, они пожирают изображение, становясь абсолютно пассивными в смысле гуманитарного развития людьми. Кино не развивает, оно имеет значение только для людей, у которых есть независимое развитие гуманитарное. Читать надо — вот и всё. Кино к кому придёт, к тому придёт». Вряд ли здесь можно полностью согласиться с маститым режиссером. Иногда к литературе приходят через кино: хорошо известен, например, феномен последних лет, когда после успешного показа телесериалов по произведениям Достоевского, Солженицына, Гроссмана, многие зрители обратились к их литературным оригиналам.
К счастью, опубликованный список из 100 фильмов не вызывает никаких нареканий. В него включены действительно шедевры советского и российского кинематографа, равно как и просто очень хорошие фильмы, любимые кинозрителями: "А зори здесь тихие", "Андрей Рублев", "Берегись автомобиля", "Бриллиантовая рука", "Броненосец «Потемкин»", "Война и мир", "Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен", "Зеркало", "Не горюй!", "Неоконченная пьеса для механического пианино", "Утомленные солнцем", "Чучело" и другие киноленты, а также мультфильм "Ежик в тумане". Здесь есть и фильмы, являющиеся высоким образцами искусства для избранных, близкие к арт-хаусным, и качественное кино для широкого круга зрителей.
Естественно, список вызвал разного рода критику, и не только со стороны А.Сокурова. Всякий список по определению подвержен критике, потому что он не может вместить в себя все. Тут примешиваются и личные симпатии, и порой негодование режиссеров за невключение собственных фильмов. Но есть и очень точные критические замечания, которые необходимо учесть при дальнейшей корректировке списка.
Директор Государственного центрального музея кино Наум Клейман заявил, что список рекомендованных для изучения в школе фильмов лишен центральной идеи и не отвечает целям, которые ставят перед собой его создатели: "Это нужно было очень тщательно продумать и не устраивать конкурса между общественностью и историками кино. Надо было делать это общим обсуждением педагогической общественности… Главное – этот список не объединен никакими методическими целями. Это абстрактный "рейтинговый" список наиболее значимых произведений киноискусства. Иногда важнее показать меньше, но для дела".
Опять же, вряд ли можно согласиться и с такой позицией. "Общественность" просто разделится по своим идеологическим пристрастиям – как это всегда было при обсуждении вопросов состава общественных советов по культуре и телевидению. Очевидно, что общественность в лице последователей КПРФ предложит совсем иной список фильмов, чем либеральные граждане. Данный же список подготовлен профессиональными киноведами, достаточно взвешен и не несет ярко выраженной политической окраски, представляет настоящее качественное киноискусство.
Наум Клейман также упрекнул составителей списка, что они не включили в список иностранные фильмы – и можно согласиться, что без показа шедевров мирового кино обойтись невозможно. Однако изначально предполагалось, что такой список будет составлен, и все желающие имели возможность на сайтах ряда СМИ предложить по три отечественных и иностранных фильма, которые хотели бы рекомендовать для факультативного урока кино в школах. Другое дело, что пока этот список не готов, – хочется верить, что он обязательно появится.
Но вот в чем Н.Клейман абсолютно прав – так это в том, что в списке отсутствуют фильмы, снятые в бывших советских республиках. В самом деле, советское кино неотделимо от фильмов, снятых в союзных республиках, среди которых немало шедевров – как, например, в грузинском кино. Впрочем, фильм "Покаяние" Т.Абуладзе все-таки включен в список, но, конечно же, этого очень мало.
Подверг критике список и известнейший мастер анимационного кино Гарри Бардин – но в данном случае он совершенно прав: "Тот факт, что в этом списке из ста фильмов только три анимационных, свидетельствует о непонимании самой проблемы людьми из Минкульта – без конца говорить о том, как нашим детям нужна наша замечательная отечественная анимация вместо американской, и одновременно лишать ее школьников – как минимум непрофессионально". Поддержал Г.Бардина и другой замечательный мастер-аниматор, Эдуард Назаров: "Я даже не хочу думать, чем руководствовались люди, составлявшие этот список и лишившие детей фильмов Хитрука, Иванова-Вано, не вспомнивших про Винни-Пуха, Бонифация, – это свидетельство непростительного непрофессионализма".
В самом деле, российское анимационное кино на протяжении всей своей истории рождало выдающиеся образцы жанра, и отсутствие их в списке прискорбно. Тоже, вероятно, можно сказать и о полном отсутствии в списке документальных лент, которые также прославили Россию на целом ряде кинофестивалей.
Спорным является и невключение в список кинофильмов, созданных в последние 20 лет, среди которых, несомненно, есть и замечательные произведения. С одной стороны, с годами выявляется настоящая ценность кинопроизведений, с другой стороны, – жаль лишать школьников фильмов, уже признанных высокими образцами искусства и получивших призы на крупнейших международных фестивалях. Безусловно, над этим вопросом следует подумать.
Однако представляется, что список носит исходный характер, он будет дополняться и меняться, и пожелания крупнейших специалистов по кино и мастеров кино найдут в нем свое отражение. Советник главы Минкульта Юлия Зазулина подчеркнула, что Министерство образования вправе скорректировать этот список: "Окончательное решение за Министерством образования, наша задача была обеспечить голосование за фильмы и сформировать список, но рекомендовать будет Минобрнауки".
Главное, что исходный список представляется действительно качественным, и если он будет изменен в соответствии с высказанными замечаниями и действительно реализован в качестве увлекательного и полезного факультатива для школьников, а не для галочки в отчетности, то нововведение может быть всецело одобрено.
По словам министра образования Дмитрия Ливанова, школьный курс призван "объединить поколения", которым, по его мнению, не хватает единой культурной основы.
В самом деле, очень важно, конечно, какие фильмы смотрят наши школьники – и с учетом общего падения интереса к чтению книг, с засильем боевиков и триллеров на кино- и телеэкранах, и предпочтения, отдаваемого компьютерным играм. Немалую проблему составляет и система проката фильмов, экономические трудности, заставляющие эксплуатировать низкопробную, но имеющую успех кинопродукцию, а также коррупционные и дружеские связи, когда в силу тех или иных соображений получают преференции в прокате не лучшие, а посредственные фильмы.
Возможность на одном из уроков посмотреть хорошее кино, конечно, является замечательным предложением. Но, опять же, могут возникнуть привычные опасения, что список соответствующих фильмов и порядок их просмотра будет навязан исходя из индивидуальных предпочтений чиновников от культуры.
Кроме того, в России очень любят даже самую хорошую идею превратить в обязательную скучную процедуру. Не случайно в московских школах опасаются, что факультатив по изучению 100 фильмов может стать обязательным. По словам народного учителя РФ, директора центра образования "Царицыно" г.Москвы Ефима Рачевского, "чем больше факультативов, тем лучше. Хуже будет, если его сделают обязательным. Или придет письмо от какого-нибудь "большого начальника", что этот факультатив нужно изучать обязательно".
Видимо, отчасти теми же опасениями была обусловлена позиция режиссера Александра Сокурова встретившего идею в штыки: "Возникает поколение болтунов и потребителей, они пожирают изображение, становясь абсолютно пассивными в смысле гуманитарного развития людьми. Кино не развивает, оно имеет значение только для людей, у которых есть независимое развитие гуманитарное. Читать надо — вот и всё. Кино к кому придёт, к тому придёт». Вряд ли здесь можно полностью согласиться с маститым режиссером. Иногда к литературе приходят через кино: хорошо известен, например, феномен последних лет, когда после успешного показа телесериалов по произведениям Достоевского, Солженицына, Гроссмана, многие зрители обратились к их литературным оригиналам.
К счастью, опубликованный список из 100 фильмов не вызывает никаких нареканий. В него включены действительно шедевры советского и российского кинематографа, равно как и просто очень хорошие фильмы, любимые кинозрителями: "А зори здесь тихие", "Андрей Рублев", "Берегись автомобиля", "Бриллиантовая рука", "Броненосец «Потемкин»", "Война и мир", "Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен", "Зеркало", "Не горюй!", "Неоконченная пьеса для механического пианино", "Утомленные солнцем", "Чучело" и другие киноленты, а также мультфильм "Ежик в тумане". Здесь есть и фильмы, являющиеся высоким образцами искусства для избранных, близкие к арт-хаусным, и качественное кино для широкого круга зрителей.
Естественно, список вызвал разного рода критику, и не только со стороны А.Сокурова. Всякий список по определению подвержен критике, потому что он не может вместить в себя все. Тут примешиваются и личные симпатии, и порой негодование режиссеров за невключение собственных фильмов. Но есть и очень точные критические замечания, которые необходимо учесть при дальнейшей корректировке списка.
Директор Государственного центрального музея кино Наум Клейман заявил, что список рекомендованных для изучения в школе фильмов лишен центральной идеи и не отвечает целям, которые ставят перед собой его создатели: "Это нужно было очень тщательно продумать и не устраивать конкурса между общественностью и историками кино. Надо было делать это общим обсуждением педагогической общественности… Главное – этот список не объединен никакими методическими целями. Это абстрактный "рейтинговый" список наиболее значимых произведений киноискусства. Иногда важнее показать меньше, но для дела".
Опять же, вряд ли можно согласиться и с такой позицией. "Общественность" просто разделится по своим идеологическим пристрастиям – как это всегда было при обсуждении вопросов состава общественных советов по культуре и телевидению. Очевидно, что общественность в лице последователей КПРФ предложит совсем иной список фильмов, чем либеральные граждане. Данный же список подготовлен профессиональными киноведами, достаточно взвешен и не несет ярко выраженной политической окраски, представляет настоящее качественное киноискусство.
Наум Клейман также упрекнул составителей списка, что они не включили в список иностранные фильмы – и можно согласиться, что без показа шедевров мирового кино обойтись невозможно. Однако изначально предполагалось, что такой список будет составлен, и все желающие имели возможность на сайтах ряда СМИ предложить по три отечественных и иностранных фильма, которые хотели бы рекомендовать для факультативного урока кино в школах. Другое дело, что пока этот список не готов, – хочется верить, что он обязательно появится.
Но вот в чем Н.Клейман абсолютно прав – так это в том, что в списке отсутствуют фильмы, снятые в бывших советских республиках. В самом деле, советское кино неотделимо от фильмов, снятых в союзных республиках, среди которых немало шедевров – как, например, в грузинском кино. Впрочем, фильм "Покаяние" Т.Абуладзе все-таки включен в список, но, конечно же, этого очень мало.
Подверг критике список и известнейший мастер анимационного кино Гарри Бардин – но в данном случае он совершенно прав: "Тот факт, что в этом списке из ста фильмов только три анимационных, свидетельствует о непонимании самой проблемы людьми из Минкульта – без конца говорить о том, как нашим детям нужна наша замечательная отечественная анимация вместо американской, и одновременно лишать ее школьников – как минимум непрофессионально". Поддержал Г.Бардина и другой замечательный мастер-аниматор, Эдуард Назаров: "Я даже не хочу думать, чем руководствовались люди, составлявшие этот список и лишившие детей фильмов Хитрука, Иванова-Вано, не вспомнивших про Винни-Пуха, Бонифация, – это свидетельство непростительного непрофессионализма".
В самом деле, российское анимационное кино на протяжении всей своей истории рождало выдающиеся образцы жанра, и отсутствие их в списке прискорбно. Тоже, вероятно, можно сказать и о полном отсутствии в списке документальных лент, которые также прославили Россию на целом ряде кинофестивалей.
Спорным является и невключение в список кинофильмов, созданных в последние 20 лет, среди которых, несомненно, есть и замечательные произведения. С одной стороны, с годами выявляется настоящая ценность кинопроизведений, с другой стороны, – жаль лишать школьников фильмов, уже признанных высокими образцами искусства и получивших призы на крупнейших международных фестивалях. Безусловно, над этим вопросом следует подумать.
Однако представляется, что список носит исходный характер, он будет дополняться и меняться, и пожелания крупнейших специалистов по кино и мастеров кино найдут в нем свое отражение. Советник главы Минкульта Юлия Зазулина подчеркнула, что Министерство образования вправе скорректировать этот список: "Окончательное решение за Министерством образования, наша задача была обеспечить голосование за фильмы и сформировать список, но рекомендовать будет Минобрнауки".
Главное, что исходный список представляется действительно качественным, и если он будет изменен в соответствии с высказанными замечаниями и действительно реализован в качестве увлекательного и полезного факультатива для школьников, а не для галочки в отчетности, то нововведение может быть всецело одобрено.