О Дне диссидента в России
22 января правозащитные сообщества России провозгласили Днем диссидента.
Диссидент – так называли в XVI-XVII вв. протестантов, противостоящих официальной Англиканской церкви. В Речи Посполитой после начала Реформации диссидентами стали называть сначала последователей всех христианских исповеданий, потом некатоликов.
Диссидент – так называли в XVI-XVII вв. протестантов, противостоящих официальной Англиканской церкви. В Речи Посполитой после начала Реформации диссидентами стали называть сначала последователей всех христианских исповеданий, потом некатоликов.
Но в таком значении слово "диссиденты" осталось известно только историкам и любителям истории; в наш же язык оно вошло в советское время и прочно ассоциируется с мужественными людьми, поднявшими свой голос против беззакония властей, против насилия над человеческой личностью.
Это были люди, которые в жесточайших советских условиях рисковали свободой и жизнью. Любой публичный протест, написание и чтение запрещенных книг, проведение подпольных семинаров – все могло быстро закончиться приговором, психушкой, тюрьмой.
Диссиденты добивались различных целей – ряд правозащитников требовали обеспечения прав людей на свободу слова и собрания согласно Советской Конституции, другие требовали права на свободный выезд за рубеж, третьи отстаивали попранные права народов, четвертые защищали право на свободное исповедание религии. Но все они общались между собой, ценили друг друга и составляли единое сообщество, противостоящее тоталитарному режиму.
До сих пор можно услышать споры о том, насколько целесообразна была деятельность немногочисленных одиночек, дерзнувших бросить вызов могущественному КГБ. В самом деле, что могли эти люди – по большей части интеллигенты, физически не слишком крепкие – противопоставить всему партийно-чекистскому аппарату? Они могли только продемонстрировать несокрушимость человеческого духа, мужество и честь. Некоторые из них ломались под давлением следователей, но большинство выстояло – под пытками, в тюрьмах и психлечебницах, в тяжком лагерном быте. Некоторые же так и погибли в лагерях. И, тем не менее, о них знали, слышали, и само существование их утверждало надежду на будущее и мечты о крахе коммунистического режима. И эта непоколебимая в своем мужестве группа людей в итоге стала важным фактором, наряду с другими, падения советской власти и строительства новой России.
У советских диссидентов были многочисленные коллеги в социалистических странах Восточной Европы, на Кубе, где они также боролись против тоталитарных коммунистических режимов. Сейчас диссидентов бросают в тюрьмы в тоталитарных странах Азии. Это те немногочисленные граждане своей страны, которые олицетворяют ее совесть и готовы пожертвовать своей жизнью и свободой ради других людей.
Такой совестью Советского Союза и России был Андрей Дмитриевич Сахаров. Он являлся словно образцом всего, что можно сказать о честном, мужественном, ответственном гражданине государства. Великий физик, он посвятил свою жизнь защите прав человека – и защищал сотни отказников, заключенных, верующих, попавших в жернова карательной машины, предъявлял бескомпромиссные требования государству. Травля со стороны властей, клевета, угрозы окружали его. Лишь его всемирная известность мешала всесильному КГБ расправиться с ним. Но репрессии А.Д.Сахарова не миновали– 22 января 1980 г. он был сослан в город Горький.
Именно этот день был выбран в качестве Дня диссидента, хотя дней арестов, ссылок борцов за свободу не счесть.
В наше время идея диссидентства не утратила своей актуальности, хотя мы и не живем при советской власти. В условиях тотального нарушения прав человека, коррупции, продажного и заказного правосудия, незаконных преследований все также есть люди, которые мужественно противостоят попыткам лишить граждан их прав. И этот день – день всех, кто боролся и борется за свободу и права человека.
Это были люди, которые в жесточайших советских условиях рисковали свободой и жизнью. Любой публичный протест, написание и чтение запрещенных книг, проведение подпольных семинаров – все могло быстро закончиться приговором, психушкой, тюрьмой.
Диссиденты добивались различных целей – ряд правозащитников требовали обеспечения прав людей на свободу слова и собрания согласно Советской Конституции, другие требовали права на свободный выезд за рубеж, третьи отстаивали попранные права народов, четвертые защищали право на свободное исповедание религии. Но все они общались между собой, ценили друг друга и составляли единое сообщество, противостоящее тоталитарному режиму.
До сих пор можно услышать споры о том, насколько целесообразна была деятельность немногочисленных одиночек, дерзнувших бросить вызов могущественному КГБ. В самом деле, что могли эти люди – по большей части интеллигенты, физически не слишком крепкие – противопоставить всему партийно-чекистскому аппарату? Они могли только продемонстрировать несокрушимость человеческого духа, мужество и честь. Некоторые из них ломались под давлением следователей, но большинство выстояло – под пытками, в тюрьмах и психлечебницах, в тяжком лагерном быте. Некоторые же так и погибли в лагерях. И, тем не менее, о них знали, слышали, и само существование их утверждало надежду на будущее и мечты о крахе коммунистического режима. И эта непоколебимая в своем мужестве группа людей в итоге стала важным фактором, наряду с другими, падения советской власти и строительства новой России.
У советских диссидентов были многочисленные коллеги в социалистических странах Восточной Европы, на Кубе, где они также боролись против тоталитарных коммунистических режимов. Сейчас диссидентов бросают в тюрьмы в тоталитарных странах Азии. Это те немногочисленные граждане своей страны, которые олицетворяют ее совесть и готовы пожертвовать своей жизнью и свободой ради других людей.
Такой совестью Советского Союза и России был Андрей Дмитриевич Сахаров. Он являлся словно образцом всего, что можно сказать о честном, мужественном, ответственном гражданине государства. Великий физик, он посвятил свою жизнь защите прав человека – и защищал сотни отказников, заключенных, верующих, попавших в жернова карательной машины, предъявлял бескомпромиссные требования государству. Травля со стороны властей, клевета, угрозы окружали его. Лишь его всемирная известность мешала всесильному КГБ расправиться с ним. Но репрессии А.Д.Сахарова не миновали– 22 января 1980 г. он был сослан в город Горький.
Именно этот день был выбран в качестве Дня диссидента, хотя дней арестов, ссылок борцов за свободу не счесть.
В наше время идея диссидентства не утратила своей актуальности, хотя мы и не живем при советской власти. В условиях тотального нарушения прав человека, коррупции, продажного и заказного правосудия, незаконных преследований все также есть люди, которые мужественно противостоят попыткам лишить граждан их прав. И этот день – день всех, кто боролся и борется за свободу и права человека.