К 90-летию со дня рождения Александра Зиновьева
Недавно исполнилось 90 лет со дня рождения одного из самых ярких и оригинальных мыслителей нашего времени – Александра Зиновьева.
В исторической ретроспективе яркие фигуры обычно включают в те или иные группы, отличные по своей социальной, идеологической, художественной направленности. Зиновьев не вписывается ни в какие группы, ни в какие идеологические движения, хотя на определенном этапе жизни может быть к ним причислен. Кто он – диссидент, патриот, антикоммунист, антилиберал, антизападник? На этот вопрос нельзя ответить даже в первом приближении.
В исторической ретроспективе яркие фигуры обычно включают в те или иные группы, отличные по своей социальной, идеологической, художественной направленности. Зиновьев не вписывается ни в какие группы, ни в какие идеологические движения, хотя на определенном этапе жизни может быть к ним причислен. Кто он – диссидент, патриот, антикоммунист, антилиберал, антизападник? На этот вопрос нельзя ответить даже в первом приближении.
А.Зиновьев родился 29 октября 1922 г. В 1939 г. поступил в Московский институт философии, литературы и истории. Критиковал тоталитарный сталинский режим, за что был исключен из института, затем арестован и подвергнут психиатрической экспертизе. Перед повторным арестом он сбежал, а в 1940 г. добровольно вступил в Красную Армию, избавившись таким образом от преследований.
Во время войны служил в авиации, имел 31 боевой вылет, был награждён орденом Красной Звезды и другими орденами и медалями. Завершил войну в звании капитана.
В 1946 г. Зиновьев поступил на философский факультет МГУ, а потом в аспирантуру. Является одним из основателей Московского логического кружка, объединявшего крупных российских мыслителей – М.Мамардашвили, Г.Щедровицкого и др. В 1954 г. Зиновьев защитил диссертацию на тему логики "Капитала" Маркса, потом докторскую диссертацию и в 1960 г. возглавил кафедру логики МГУ. Он стал автором многих книг и статей, выдвигался в члены-корреспонденты Академии наук СССР и на Государственную премию СССР.
Впоследствии за отказ уволить двух преподавателей был сам уволен с должности завкафедры, лишен профессуры. Стал писать произведения, впоследствии получившие ярлык "антисоветских", и переправлять их на Запад.
Настоящую известность и широчайшую популярность среди российских интеллектуалов и диссидентов принесла А.Зиновьеву изданная в Швейцарии книга "Зияющие высоты", успеха которой не достигла в дальнейшем ни одна его другая книга. В желчно-ироничной форме книга описывала жизнь в Советском Союзе. Во многих персонажах книги узнаются фигуры современников писателя, послуживших ее прообразами. В книге довольно много эротических эпизодов, которые даже западные критики считали "непристойными". Книгу распространяли в диссидентских кругах, ксерокопировали, заказывали иностранцам. Цитаты и даже имена собственные из нее стали неотъемлемой частью антисоветских разговоров на кухне. В итоге книгу объявили антисоветской, Зиновьева лишили всех научных званий, военных наград и изгнали с работы. КГБ, по его словам, предложил ему выбор между тюремным заключением и выездом из страны, и 6 августа 1978 г. он был выслан в ФРГ.
В Мюнхене Зиновьеву предложили занять место профессора логики кафедры логики местного университета, где он и проработал по июнь 1999 г., параллельно занимаясь литературным творчеством, написал около десятка книг, в которых продолжал резко критиковать коммунистический режим.
Эмиграцию А.Зиновьев принимал тяжело, даже трагично, не принимая многие ее ценности; он даже придумал слово "западнизм". Но только после 1990 г. Зиновьев сделал радикальный поворот в своем творчестве, перейдя уже к резкой критике перестройки, сторонников распада СССР. Так, 19 августа 1991 г. Зиновьев всемерно поддержал путч, послал в Россию телеграмму, с требованием немедленной изоляции Б.Ельцина, и в 1994 г. против него даже было возбуждено уголовное дело. Одновременно Зиновьев стал остро критиковать Запад и западные ценности.
В 1999 г. А.Зиновьев вернулся в Россию, уже будучи ярым антизападником. Получив профессорскую кафедру в МГУ, он стал звать назад – в коммунизм, объявил «реальный коммунизм» вершиной российской истории. Под реальным коммунизмом он понимал великую державу, победившую в войне, открывшую путь к знаниям, к карьере, повышению социального статуса миллионам людей из низов. Он оправдывал сталинские репрессии (а по сути дела, и к самому себе) тем, что только так можно был создать могучее государство. Насильственное насаждение атеизма, гонения на церковь и священников он считал процессом зверским, но неизбежным для модернизации страны, при этом называя себя "верующим безбожником". Зиновьев активно участвовал и в политической жизни, был близок к националистически-коммунистическим кругам: в 1999 г. выдвигался в Госдуму по списку Российского Общенародного Союза, но не был зарегистрирован.
Критику же Западом советского режима и советской истории, да и в целом западную идеологию он рассматривал с позиций конспирологических, "антирусского проекта" – "Впереди самый страшный этап антирусского проекта: он касается присутствия русских в истории человечества. Сущность этой части проекта – постепенно искажая и занижая вклад русских в историю, в конце концов исключить из памяти человечества все следы их пребывания в истории вообще… Это «вычёркивание» русских из истории уже практически происходит. Причём делается это педантично, планомерно. Такая фальсификация истории не раз делалась в прошлом". В своей последней статье в «Литгазете», опубликованной незадолго до смерти, А.Зиновьев писал: "Организованные новыми средствами, умело манипулируемые огромные массы людей, порой даже не подозревающих о том, в каких социальных спектаклях они фигурируют… Сейчас в мире осуществляется организованное оглупление широких слоёв населения. Свет разума, рождённый западноевропейской цивилизацией, погружается во тьму".
Впрочем, еще со школьных и студенческих лет Зиновьев был убеждён, что «человеческая история систематически фальсифицируется буквально на наших глазах, а описания прошлой истории в учебниках и учёных трудах не заслуживают безусловного доверия». В 30-х гг. он восторгался работами Н.А.Морозова, радикально пересматривавшего историческую хронологию. И подлинной историей, нефальсифицированной, он считал сомнительные творения А.Фоменко и Г.Носовского, называя их "Новую хронологию" "одним из самых выдающихся открытий в науке двадцатого столетия".
Такова противоречивая фигура А.Зиновьева. Признанный логик, почетный член нескольких Академий наук, награжденный целым рядом престижнейших наград и премий, которому ставят памятники, создают посвященные ему мемориальные комнаты, Зиновьев высказывал радикальные, порой прямо противоположные взгляды. Это фигура, очень характерная для нашей страны, которая все еще на переломе – и на примере жизни А.Зиновьева, вчитываясь в его книги, можно глубже понять и саму Россию.
Во время войны служил в авиации, имел 31 боевой вылет, был награждён орденом Красной Звезды и другими орденами и медалями. Завершил войну в звании капитана.
В 1946 г. Зиновьев поступил на философский факультет МГУ, а потом в аспирантуру. Является одним из основателей Московского логического кружка, объединявшего крупных российских мыслителей – М.Мамардашвили, Г.Щедровицкого и др. В 1954 г. Зиновьев защитил диссертацию на тему логики "Капитала" Маркса, потом докторскую диссертацию и в 1960 г. возглавил кафедру логики МГУ. Он стал автором многих книг и статей, выдвигался в члены-корреспонденты Академии наук СССР и на Государственную премию СССР.
Впоследствии за отказ уволить двух преподавателей был сам уволен с должности завкафедры, лишен профессуры. Стал писать произведения, впоследствии получившие ярлык "антисоветских", и переправлять их на Запад.
Настоящую известность и широчайшую популярность среди российских интеллектуалов и диссидентов принесла А.Зиновьеву изданная в Швейцарии книга "Зияющие высоты", успеха которой не достигла в дальнейшем ни одна его другая книга. В желчно-ироничной форме книга описывала жизнь в Советском Союзе. Во многих персонажах книги узнаются фигуры современников писателя, послуживших ее прообразами. В книге довольно много эротических эпизодов, которые даже западные критики считали "непристойными". Книгу распространяли в диссидентских кругах, ксерокопировали, заказывали иностранцам. Цитаты и даже имена собственные из нее стали неотъемлемой частью антисоветских разговоров на кухне. В итоге книгу объявили антисоветской, Зиновьева лишили всех научных званий, военных наград и изгнали с работы. КГБ, по его словам, предложил ему выбор между тюремным заключением и выездом из страны, и 6 августа 1978 г. он был выслан в ФРГ.
В Мюнхене Зиновьеву предложили занять место профессора логики кафедры логики местного университета, где он и проработал по июнь 1999 г., параллельно занимаясь литературным творчеством, написал около десятка книг, в которых продолжал резко критиковать коммунистический режим.
Эмиграцию А.Зиновьев принимал тяжело, даже трагично, не принимая многие ее ценности; он даже придумал слово "западнизм". Но только после 1990 г. Зиновьев сделал радикальный поворот в своем творчестве, перейдя уже к резкой критике перестройки, сторонников распада СССР. Так, 19 августа 1991 г. Зиновьев всемерно поддержал путч, послал в Россию телеграмму, с требованием немедленной изоляции Б.Ельцина, и в 1994 г. против него даже было возбуждено уголовное дело. Одновременно Зиновьев стал остро критиковать Запад и западные ценности.
В 1999 г. А.Зиновьев вернулся в Россию, уже будучи ярым антизападником. Получив профессорскую кафедру в МГУ, он стал звать назад – в коммунизм, объявил «реальный коммунизм» вершиной российской истории. Под реальным коммунизмом он понимал великую державу, победившую в войне, открывшую путь к знаниям, к карьере, повышению социального статуса миллионам людей из низов. Он оправдывал сталинские репрессии (а по сути дела, и к самому себе) тем, что только так можно был создать могучее государство. Насильственное насаждение атеизма, гонения на церковь и священников он считал процессом зверским, но неизбежным для модернизации страны, при этом называя себя "верующим безбожником". Зиновьев активно участвовал и в политической жизни, был близок к националистически-коммунистическим кругам: в 1999 г. выдвигался в Госдуму по списку Российского Общенародного Союза, но не был зарегистрирован.
Критику же Западом советского режима и советской истории, да и в целом западную идеологию он рассматривал с позиций конспирологических, "антирусского проекта" – "Впереди самый страшный этап антирусского проекта: он касается присутствия русских в истории человечества. Сущность этой части проекта – постепенно искажая и занижая вклад русских в историю, в конце концов исключить из памяти человечества все следы их пребывания в истории вообще… Это «вычёркивание» русских из истории уже практически происходит. Причём делается это педантично, планомерно. Такая фальсификация истории не раз делалась в прошлом". В своей последней статье в «Литгазете», опубликованной незадолго до смерти, А.Зиновьев писал: "Организованные новыми средствами, умело манипулируемые огромные массы людей, порой даже не подозревающих о том, в каких социальных спектаклях они фигурируют… Сейчас в мире осуществляется организованное оглупление широких слоёв населения. Свет разума, рождённый западноевропейской цивилизацией, погружается во тьму".
Впрочем, еще со школьных и студенческих лет Зиновьев был убеждён, что «человеческая история систематически фальсифицируется буквально на наших глазах, а описания прошлой истории в учебниках и учёных трудах не заслуживают безусловного доверия». В 30-х гг. он восторгался работами Н.А.Морозова, радикально пересматривавшего историческую хронологию. И подлинной историей, нефальсифицированной, он считал сомнительные творения А.Фоменко и Г.Носовского, называя их "Новую хронологию" "одним из самых выдающихся открытий в науке двадцатого столетия".
Такова противоречивая фигура А.Зиновьева. Признанный логик, почетный член нескольких Академий наук, награжденный целым рядом престижнейших наград и премий, которому ставят памятники, создают посвященные ему мемориальные комнаты, Зиновьев высказывал радикальные, порой прямо противоположные взгляды. Это фигура, очень характерная для нашей страны, которая все еще на переломе – и на примере жизни А.Зиновьева, вчитываясь в его книги, можно глубже понять и саму Россию.