Заявление к 70-летию восстания в Варшавском гетто
70 лет назад произошло одно из самых драматических и героических событий Второй мировой войны – восстание в Варшавском гетто.
Варшавское гетто было крупнейшим местом изоляции евреев в Европе. Оно было создано в марте 1940 г. в виде "карантинной зоны", откуда выселили более 100 тыс. неевреев: их место заняли 500 тыс. евреев из других районов Варшавы и западной Польши. В окруженном колючей проволокой гетто, самовольный выход из которого карался смертью, царили голод, болезни. Тем не менее, обитатели гетто старались жить нормальной человеческой жизнью: функционировали школы, издавалась газета.
Варшавское гетто было крупнейшим местом изоляции евреев в Европе. Оно было создано в марте 1940 г. в виде "карантинной зоны", откуда выселили более 100 тыс. неевреев: их место заняли 500 тыс. евреев из других районов Варшавы и западной Польши. В окруженном колючей проволокой гетто, самовольный выход из которого карался смертью, царили голод, болезни. Тем не менее, обитатели гетто старались жить нормальной человеческой жизнью: функционировали школы, издавалась газета.
В конце 1941 г., когда было принято решение о создании «лагерей уничтожения» для окончательного решения еврейского вопроса, началась массовая ликвидация еврейского населения и конфискация у него имущества.
Когда стало ясно, что конец неизбежен, возникло стихийное сопротивление. Когда же в январе 1943 г. началась акция полной ликвидации еврейского гетто, его обитатели подняли восстание – восстание, практически обреченное на провал: бойцы сопротивления знали, что всех или почти всех их ждет неминуемая гибель.
После нескольких месяцев героического сопротивления, массовых случаев самопожертвования, планы нацистов по быстрой ликвидации гетто провалились, и в конце апреля 1943 г. немцы стали планомерно, квартал за кварталом, выжигать гетто. Окончательно восстание было подавлено 16 мая, хотя и после этого случались вооруженные стычки.
По подсчетам самих немцев, во время восстания в Варшавском гетто погибли около 13 тыс. человек (в т.ч. 5-6 тыс. погибли от пожаров и взрывов внутри домов, свыше 56 тыс. были схвачены и отправлены в лагерь). Несмотря на колоссальные жертвы (погибли практически все участники мятежа), восстание в Варшавском гетто явилось по существу первым стихийным и одновременно организованным выступлением евреев против уничтожения. В послевоенной Варшаве был установлен памятник жертвам еврейского народа, 19 апреля (именно тогда началась операция по ликвидации гетто) стал Днем памяти погибших во время восстания.
Особую значимость восстанию в Варшавском гетто придают исторические обстоятельства: в Польше в течение нескольких веков еврейская община была крупнейшей в мире. Евреи вросли в эту землю, их связывали сложные и противоречивые отношения с местным населением, которые проявились и в ходе восстания. Часть поляков героически помогала восставшим, а многие предавали их. Сильный антисемитизм, имевший место в Польше на протяжении веков, сохранялся порой и во время восстания. А уже после окончания войны имели место чудовищные еврейские погромы. В конце 60-х гг. ярко выраженная антисемитская политика польского руководства привела к массовой эмиграции евреев.
После распада социалистического лагеря, в новой Польше на государственном уровне отношение к евреям изменилось: руководство страны признало преступление прошлого. Были восстановлены еврейские кварталы, целый ряд синагог, открыты еврейские музеи, научные еврейские институты. Но, увы, у туристов, бывающих в этих местах, порой возникает тягостное чувство – они видят еврейские места без евреев. Польские официальные лица многое делают для функционирования еврейской общины, но колесо истории вспять повернуть сложно.
Между тем, далеко не все в Польше разделяют позицию официального руководства. С многовековыми предубеждениями бороться очень непросто. Это и бытовой антисемитизм, застарелая ненависть соседа к соседу, и антисемитизм части польского консервативного духовенства, и просто невежественность подрастающего поколения.
Так, в ходе опроса польских подростков более 60% опрошенных заявили, что были бы огорчены, узнав, что их друг является евреем. 45% признались, что их бы травмировало, если бы евреем внезапно оказался один из членов семьи. 44% сообщили, что не хотели бы жить рядом с соседом-евреем. 40% не хотят учиться в школе рядом с евреями. При этом каждый четвертый назвал концлагеря "успешным проектом" Гитлера (!).
Подростки мало что знают и о восстании в Варшавском гетто. Треть опрошенных подростков не смогли сказать, когда именно оно началось. 40% сказали, что восстание закончилось "победой евреев". 9% сообщили, что восставшие получили большую "поддержку извне".
Результатами опроса был шокирован президент Союза еврейских религиозных общин Польши Петр Кадлчик, заявивший, что такое распространение антисемитских настроений "очень удивляет, так как в Польше евреев почти не осталось".
Мало того, по оценкам еврейских СМИ, уровень антисемитизма в Польше стремительно растет. Вскоре после теракта в Болгарии, жертвами которого стали израильтяне, на антисемитских форумах появились сотни записей, содержащих выражение солидарности с организаторами теракта.
Было начато и специальное расследование фактов проявления антисемитизма на крупнейших польских интернет-порталах и сайтах. Министр иностранных дел Польши Радослав Сикорский обратил внимание прокуратуры на сайты откровенно антисемитского содержания. Авторы опубликованных там материалов призывали "жечь евреев в печах, чтобы завершить то, что начал Гитлер". Некоторые из антисемитских высказываний касались супруги Сикорского, Энн Аппельбаум, американо-британской журналистки и писательницы. "Радослав Сикорский женат на ортодоксальной еврейке, американском агенте, являющейся врагом поляков". Однако расследование не было доведено до конца: генпрокурор закрыл его. По словам пресс-секретаря генпрокурора, причиной принятого решения стало "отсутствие общественного интереса к данному вопросу".
В ноябре 2012 г. полиция в Польше арестовала 45-летнего националиста, который готовил взрыв здания парламента и покушался на убийство Президента, премьер-министра и других высокопоставленных политиков страны. Вдохновленный Андерсом Брейвиком, польский националист признался в антисемитских и националистических взглядах.
Конечно, власти Польши делают все возможное, чтобы скрасить неблагополучную ситуацию. Будут проведены мероприятия, посвященные восстанию в Варшавском гетто, организованы конференции, семинары.
Депутаты польского парламента отдали дань уважения жертвам и бойцам восстания в Варшавском гетто против нацистов в преддверии 70-летия его начала. Нижняя палата парламента приняла резолюцию, в которой, среди прочего, говорится, что депутаты "отдают дань уважения жертвам и героям восстания, чье мужество и самопожертвование вызывают восхищение, уважение и останутся в памяти последующих поколений".
Торжественные мероприятия будут проведены не только в Польше, но и в России, что не может не вызвать удовлетворения.
Так, в Санкт-Петербурге пройдут мероприятия, реализуемые генеральным консульством Польши при содействии Генерального консульства Государства Израиль. Волонтёры будут раздавать бумажные жёлтые нарциссы, а участникам мероприятия "Актуальная память о Холокосте – слово и образ" будет приколот бумажный нарцисс – знак памяти о героях восстания в Варшавском гетто и одновременно символ восстания.
С 15 по 26 апреля у калининградцев есть возможность посетить целый ряд выставок, кинопоказов и концертов, посвящённых 70-й годовщине восстания в Варшавском гетто. Первым таким мероприятием стала выставка в областном Историко-художественном музее «Варшавское гетто. Страдание, борьба, память», экспонаты для которой подготовили польские историки Анджей Кшиштоф Кунерт и Зигмунт Вальковский. Это фотографии, дневниковые записи и документы, которые рассказывают о трагической судьбе узников Варшавского гетто.
Директор Московского бюро по правам человека Александр Брод: «Горькая и героическая история Варшавского гетто – это не просто рядовой эпизод войны, а символ страданий и мужества. В нынешнее очень непростое время знания о Варшавском гетто, память о нем необходимы – просто для того, чтобы у человечества было будущее».
Когда стало ясно, что конец неизбежен, возникло стихийное сопротивление. Когда же в январе 1943 г. началась акция полной ликвидации еврейского гетто, его обитатели подняли восстание – восстание, практически обреченное на провал: бойцы сопротивления знали, что всех или почти всех их ждет неминуемая гибель.
После нескольких месяцев героического сопротивления, массовых случаев самопожертвования, планы нацистов по быстрой ликвидации гетто провалились, и в конце апреля 1943 г. немцы стали планомерно, квартал за кварталом, выжигать гетто. Окончательно восстание было подавлено 16 мая, хотя и после этого случались вооруженные стычки.
По подсчетам самих немцев, во время восстания в Варшавском гетто погибли около 13 тыс. человек (в т.ч. 5-6 тыс. погибли от пожаров и взрывов внутри домов, свыше 56 тыс. были схвачены и отправлены в лагерь). Несмотря на колоссальные жертвы (погибли практически все участники мятежа), восстание в Варшавском гетто явилось по существу первым стихийным и одновременно организованным выступлением евреев против уничтожения. В послевоенной Варшаве был установлен памятник жертвам еврейского народа, 19 апреля (именно тогда началась операция по ликвидации гетто) стал Днем памяти погибших во время восстания.
Особую значимость восстанию в Варшавском гетто придают исторические обстоятельства: в Польше в течение нескольких веков еврейская община была крупнейшей в мире. Евреи вросли в эту землю, их связывали сложные и противоречивые отношения с местным населением, которые проявились и в ходе восстания. Часть поляков героически помогала восставшим, а многие предавали их. Сильный антисемитизм, имевший место в Польше на протяжении веков, сохранялся порой и во время восстания. А уже после окончания войны имели место чудовищные еврейские погромы. В конце 60-х гг. ярко выраженная антисемитская политика польского руководства привела к массовой эмиграции евреев.
После распада социалистического лагеря, в новой Польше на государственном уровне отношение к евреям изменилось: руководство страны признало преступление прошлого. Были восстановлены еврейские кварталы, целый ряд синагог, открыты еврейские музеи, научные еврейские институты. Но, увы, у туристов, бывающих в этих местах, порой возникает тягостное чувство – они видят еврейские места без евреев. Польские официальные лица многое делают для функционирования еврейской общины, но колесо истории вспять повернуть сложно.
Между тем, далеко не все в Польше разделяют позицию официального руководства. С многовековыми предубеждениями бороться очень непросто. Это и бытовой антисемитизм, застарелая ненависть соседа к соседу, и антисемитизм части польского консервативного духовенства, и просто невежественность подрастающего поколения.
Так, в ходе опроса польских подростков более 60% опрошенных заявили, что были бы огорчены, узнав, что их друг является евреем. 45% признались, что их бы травмировало, если бы евреем внезапно оказался один из членов семьи. 44% сообщили, что не хотели бы жить рядом с соседом-евреем. 40% не хотят учиться в школе рядом с евреями. При этом каждый четвертый назвал концлагеря "успешным проектом" Гитлера (!).
Подростки мало что знают и о восстании в Варшавском гетто. Треть опрошенных подростков не смогли сказать, когда именно оно началось. 40% сказали, что восстание закончилось "победой евреев". 9% сообщили, что восставшие получили большую "поддержку извне".
Результатами опроса был шокирован президент Союза еврейских религиозных общин Польши Петр Кадлчик, заявивший, что такое распространение антисемитских настроений "очень удивляет, так как в Польше евреев почти не осталось".
Мало того, по оценкам еврейских СМИ, уровень антисемитизма в Польше стремительно растет. Вскоре после теракта в Болгарии, жертвами которого стали израильтяне, на антисемитских форумах появились сотни записей, содержащих выражение солидарности с организаторами теракта.
Было начато и специальное расследование фактов проявления антисемитизма на крупнейших польских интернет-порталах и сайтах. Министр иностранных дел Польши Радослав Сикорский обратил внимание прокуратуры на сайты откровенно антисемитского содержания. Авторы опубликованных там материалов призывали "жечь евреев в печах, чтобы завершить то, что начал Гитлер". Некоторые из антисемитских высказываний касались супруги Сикорского, Энн Аппельбаум, американо-британской журналистки и писательницы. "Радослав Сикорский женат на ортодоксальной еврейке, американском агенте, являющейся врагом поляков". Однако расследование не было доведено до конца: генпрокурор закрыл его. По словам пресс-секретаря генпрокурора, причиной принятого решения стало "отсутствие общественного интереса к данному вопросу".
В ноябре 2012 г. полиция в Польше арестовала 45-летнего националиста, который готовил взрыв здания парламента и покушался на убийство Президента, премьер-министра и других высокопоставленных политиков страны. Вдохновленный Андерсом Брейвиком, польский националист признался в антисемитских и националистических взглядах.
Конечно, власти Польши делают все возможное, чтобы скрасить неблагополучную ситуацию. Будут проведены мероприятия, посвященные восстанию в Варшавском гетто, организованы конференции, семинары.
Депутаты польского парламента отдали дань уважения жертвам и бойцам восстания в Варшавском гетто против нацистов в преддверии 70-летия его начала. Нижняя палата парламента приняла резолюцию, в которой, среди прочего, говорится, что депутаты "отдают дань уважения жертвам и героям восстания, чье мужество и самопожертвование вызывают восхищение, уважение и останутся в памяти последующих поколений".
Торжественные мероприятия будут проведены не только в Польше, но и в России, что не может не вызвать удовлетворения.
Так, в Санкт-Петербурге пройдут мероприятия, реализуемые генеральным консульством Польши при содействии Генерального консульства Государства Израиль. Волонтёры будут раздавать бумажные жёлтые нарциссы, а участникам мероприятия "Актуальная память о Холокосте – слово и образ" будет приколот бумажный нарцисс – знак памяти о героях восстания в Варшавском гетто и одновременно символ восстания.
С 15 по 26 апреля у калининградцев есть возможность посетить целый ряд выставок, кинопоказов и концертов, посвящённых 70-й годовщине восстания в Варшавском гетто. Первым таким мероприятием стала выставка в областном Историко-художественном музее «Варшавское гетто. Страдание, борьба, память», экспонаты для которой подготовили польские историки Анджей Кшиштоф Кунерт и Зигмунт Вальковский. Это фотографии, дневниковые записи и документы, которые рассказывают о трагической судьбе узников Варшавского гетто.
Директор Московского бюро по правам человека Александр Брод: «Горькая и героическая история Варшавского гетто – это не просто рядовой эпизод войны, а символ страданий и мужества. В нынешнее очень непростое время знания о Варшавском гетто, память о нем необходимы – просто для того, чтобы у человечества было будущее».