"Тарбут": история одной газеты
Когда разговор заходит о российской культуре, то нередко понятие культурной жизни интуитивно отождествляется с крупнейшими российскими городами – Москвой и Санкт-Петербургом.
А это не так. Очаги интенсивной культурной жизни всегда горели и горят в разных городах России, внося свой немалый вклад в общероссийскую действительность. Везде была и есть своя интеллигенция, жадно впитывающая все новое и дарующая взамен неиссякаемую творческую энергию. Так, из многочисленных очагов культуры – больших и малых - складывается творческая жизнь всей страны, прославлявшая Россию веками.
А это не так. Очаги интенсивной культурной жизни всегда горели и горят в разных городах России, внося свой немалый вклад в общероссийскую действительность. Везде была и есть своя интеллигенция, жадно впитывающая все новое и дарующая взамен неиссякаемую творческую энергию. Так, из многочисленных очагов культуры – больших и малых - складывается творческая жизнь всей страны, прославлявшая Россию веками.
Среди культурных центров России почетное место занимает старинный город Самара, который всегда славился своими талантами. Здесь провел детство А.Н.Толстой, начинал свою литературную деятельность М.Горький. Здесь творили Репин и Шостакович. Многочисленные самарские музеи и театры известны всей стране.
Развал Советского Союза, тяготы переходного периода, конечно же, не обошли и Самару. Культурная жизнь в городе переживала не лучшие времена. Но она никогда не прекращалась. Более того, усилиями энтузиастов было организовано постоянное взаимодействие с крупнейшими городами страны: в Самару приезжали поэты, музыканты, журналисты. И давно заданная планка культурной жизни города всегда высоко удерживалась.
О первом, самом противоречивом и трудном десятилетии жизни самарской культуры в условиях постперестроечной России и повествует сборник ""Тарбут": история одной газеты". В нем собраны материалы, выходившие в популярной газете "Тарбут", появившейся на свет в 1990 г. Целью коллектива газеты было не только отражение наиболее интересных культурных событий в городе, но и введение этих событий в культурное пространство страны и мира – еврейского ("Тарбут" переводится с иврита как "культура") и нееврейского.
С одной стороны, это была очень непростая задача, с другой – она облегчалась тем, что само присутствие в России особого "русско-еврейского" воздуха давало необычайные возможности в руки коллектива газеты. Надо было только воспользоваться этими возможностями, и журналисты этого достигли в полной мере. Небольшая газета из провинциального города стала фактически всероссийской – по охвату и глубине материала, по привлечению в качестве авторов и гостей крупнейших деятелей культуры. На страницах газеты появлялись сотни имен самых выдающихся деятелей российской творческой интеллигенции. Впечатляет перечень только части людей, у которых брались интервью, кто писал статьи для газеты, кто был приглашен по инициативе газеты в Самару. Среди героев публикаций - Евгений Евтушенко, Михаил Жванецкий, Григорий Горин, Александр Кушнер, Эфраим Севела, Михаил Козаков, Юрий Шерлинг, Нина Михоэлс и многие другие. Это и люди, которыми гордится Самарская область: юрист Яков Тейтель, архитектор Залман Клейнерман, директор авиазавода, где в годы войны выпускали легендарные штурмовики Ил-2, Матвей Шенкман, ученые Марк Вигдергауз, Даниил Кловский, Виктор Сойфер, Роберт Таллер, педагоги Циля Сегаль, Исай Фишгойт, Григорий Зингер, поэт Самуил Эйдлин, режиссер-документалист и поэт Борис Свойский, хирург Георгий Ратнер, литературоведы Лев Финк и Иосиф Машбиц-Веров, музыковед Ева Цветова, писатель Семен Табачников, композиторы Марк Блюмин и Марк Левянт, пианист Григорий Файн, директор художественного музея Аннета Басс, чемпион мира по самбо Алексей Шор, гроссмейстер Юрий Якович и многие другие. Среди авторов газеты «Тарбут», которую редактировал Александр Брод, - известные самарские журналисты Валентина Неверова, Геннадий Костин (Шабанов), Андрей Вятский (Гулин), Людмила Замана, Вадим Карасев, Галина Истомина, Анна Сохрина, Наталья Красавина…
Самоотверженная, порой в очень трудных финансовых условиях, деятельность создателей «Тарбут» за 12 лет позволила запечатлеть связь времен, зафиксировать бесценные проявления высокой культуры, которые, возможно, остались бы неизвестны широкой публике.
Но, как известно, старые газеты быстро попадают в архив, где их изредка просматривают только ученые. И многочисленные материалы, ни на йоту не утратившие своей актуальности и в наше время, оказываются часто похороненными в пыли архивных папок. Было бы крайне грустно потерять эти драгоценные страницы, и А.Брод, Т.Журчева, Ю.Бондаренко реализовали замечательный проект – опубликовали материалы "Тарбута" за 12 лет в объемистом, прекрасно изданном альбоме-книге.
Книга разбита на разделы: интервью, очерки, портреты, воспоминания, критика, стихи и проза. По сути дела, из книги вырастает огромный, многогранный исторический образ культурной Самары, всей России, а тщательно подобранные иллюстрации лишь углубляют и расширяют это впечатление.
Изданный сборник является одним из тех кирпичиков "памяти культуры", благодаря которой и передается духовный опыт поколений.
Развал Советского Союза, тяготы переходного периода, конечно же, не обошли и Самару. Культурная жизнь в городе переживала не лучшие времена. Но она никогда не прекращалась. Более того, усилиями энтузиастов было организовано постоянное взаимодействие с крупнейшими городами страны: в Самару приезжали поэты, музыканты, журналисты. И давно заданная планка культурной жизни города всегда высоко удерживалась.
О первом, самом противоречивом и трудном десятилетии жизни самарской культуры в условиях постперестроечной России и повествует сборник ""Тарбут": история одной газеты". В нем собраны материалы, выходившие в популярной газете "Тарбут", появившейся на свет в 1990 г. Целью коллектива газеты было не только отражение наиболее интересных культурных событий в городе, но и введение этих событий в культурное пространство страны и мира – еврейского ("Тарбут" переводится с иврита как "культура") и нееврейского.
С одной стороны, это была очень непростая задача, с другой – она облегчалась тем, что само присутствие в России особого "русско-еврейского" воздуха давало необычайные возможности в руки коллектива газеты. Надо было только воспользоваться этими возможностями, и журналисты этого достигли в полной мере. Небольшая газета из провинциального города стала фактически всероссийской – по охвату и глубине материала, по привлечению в качестве авторов и гостей крупнейших деятелей культуры. На страницах газеты появлялись сотни имен самых выдающихся деятелей российской творческой интеллигенции. Впечатляет перечень только части людей, у которых брались интервью, кто писал статьи для газеты, кто был приглашен по инициативе газеты в Самару. Среди героев публикаций - Евгений Евтушенко, Михаил Жванецкий, Григорий Горин, Александр Кушнер, Эфраим Севела, Михаил Козаков, Юрий Шерлинг, Нина Михоэлс и многие другие. Это и люди, которыми гордится Самарская область: юрист Яков Тейтель, архитектор Залман Клейнерман, директор авиазавода, где в годы войны выпускали легендарные штурмовики Ил-2, Матвей Шенкман, ученые Марк Вигдергауз, Даниил Кловский, Виктор Сойфер, Роберт Таллер, педагоги Циля Сегаль, Исай Фишгойт, Григорий Зингер, поэт Самуил Эйдлин, режиссер-документалист и поэт Борис Свойский, хирург Георгий Ратнер, литературоведы Лев Финк и Иосиф Машбиц-Веров, музыковед Ева Цветова, писатель Семен Табачников, композиторы Марк Блюмин и Марк Левянт, пианист Григорий Файн, директор художественного музея Аннета Басс, чемпион мира по самбо Алексей Шор, гроссмейстер Юрий Якович и многие другие. Среди авторов газеты «Тарбут», которую редактировал Александр Брод, - известные самарские журналисты Валентина Неверова, Геннадий Костин (Шабанов), Андрей Вятский (Гулин), Людмила Замана, Вадим Карасев, Галина Истомина, Анна Сохрина, Наталья Красавина…
Самоотверженная, порой в очень трудных финансовых условиях, деятельность создателей «Тарбут» за 12 лет позволила запечатлеть связь времен, зафиксировать бесценные проявления высокой культуры, которые, возможно, остались бы неизвестны широкой публике.
Но, как известно, старые газеты быстро попадают в архив, где их изредка просматривают только ученые. И многочисленные материалы, ни на йоту не утратившие своей актуальности и в наше время, оказываются часто похороненными в пыли архивных папок. Было бы крайне грустно потерять эти драгоценные страницы, и А.Брод, Т.Журчева, Ю.Бондаренко реализовали замечательный проект – опубликовали материалы "Тарбута" за 12 лет в объемистом, прекрасно изданном альбоме-книге.
Книга разбита на разделы: интервью, очерки, портреты, воспоминания, критика, стихи и проза. По сути дела, из книги вырастает огромный, многогранный исторический образ культурной Самары, всей России, а тщательно подобранные иллюстрации лишь углубляют и расширяют это впечатление.
Изданный сборник является одним из тех кирпичиков "памяти культуры", благодаря которой и передается духовный опыт поколений.